Ольга Савченко
Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что практико-ориентированное образование - это образование, преимущественной целью которого является формирование у дошкольников умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.
Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательного процесса.
Публикация «Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Главное – научить детей в дошкольном детстве важнейшим приемам практической деятельности. Подготовка детей к овладению будущей профессией – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода. Такой подход направлен, во-первых, на приближение к потребностям образования детей к практике, жизни. Во – вторых, позволяет создать условия для целенаправленного формирования предпосылок профессиональных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста, соответствующих требованиям ФГОС ДО и НОО и определяется как «совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дела».
Для организации системы преемственности нами была разработана Программа, регламентирующая деятельность ОДО и начальной школы Лицея №27 в вопросах организации преемственности согласно с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования, в вопросах реализации практико – ориентированного образования и направлена на :
- выявление склонностей и способностей обучающихся в различных видах деятельности;
- формирование практических умений и навыков у детей;
- развитие компетенций, способствующих успешности в выборе и осуществлении профессиональной деятельности;
- формирование профессиональной культуры;
- развитие личностных качеств, необходимых для освоения будущей профессии;
- формирование УУД, направленных на успешную реализацию практико-ориентированного образования;
- обеспечение выбора в профессиональном самоопределении.
Программа преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации практико – ориентированного образования отражает :
- содержание образовательной и внеурочной деятельности с детьми;
- инновационную работу воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, педагогов дополнительного образования и т. д.);
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации практико-ориентированного образования дошкольного и начального уровней общего образования.
Задачи программы:
- создать единое образовательное пространство;
- создать благоприятные условия для реализации практико-ориентированного образования дошкольников и младших школьников;
- обеспечить единство требований, условий, подходов для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении личности ребенка и его последующей профессиональной ориентации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- согласовать цели и задачи дошкольного и начального общего образования в условиях реализации практико-ориентированного образования;
- создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника и развитие их индивидуальных способностей;
- обеспечить условия для реализации комфортного перехода детей от игровой к учебной деятельности;
- обеспечить преемственность учебных планов и программ дошкольного и начального общего образования в рамках практико-ориентированного образования;
- создать единую стратегию психолого-педагогической поддержки семьи воспитанников и учащихся и повышения компетентности родителей в вопросах практико-ориентированного образования.
- обеспечить совершенствование профессиональных компетенций педагогов.
Основные направления реализации программы вы видите на экране.
Остановлюсь на каждом из них.
Организационно - методическое обеспечение и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников предполагает следующее:
- совместные курсы повышения квалификации старших воспитателей, руководителей методических объединений, педагогов ДОО и учителей начальных классов по вопросам практико-ориентированного образования; и благодаря курсам повышения, организованным БИПКРО этот раздел реализуется.
Для:
- расширения круга знаний и практических умений, овладение новыми профессиональными компетенциями для успешной реализации практико-ориентированного образования;
- установления делового сотрудничества между педагогами детских садов и учителями начальных классов;
- взаимного ознакомления учителей и педагогов ДОО с задачами образовательной работы в ДОО и начальной школе по вопросам практико-ориентированного образования;
Нами проводятся:
- совместные педагогические советы по вопросам преемственности в данном направлении;
- совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и педагогов ДОО по реализации практико-ориентированного образования так называемый «гостевой обмен опытом»;
- педагогические мастерские, недели педагогического мастерства, семинары-практикумы, клубы, гостиные, круглые столы, конференции, мастер-классы, мозговые штурмы, квесты, деловые игры и т. д. ;
- взаимопосещение образовательной деятельности и кружковой и студийной работы в дошкольных группах и уроков в начальной школе, занятий по внеурочной деятельности с последующим обсуждением;
- открытые мероприятия с дошкольниками, которые проводят учителя начальных классов Лицея, работа кружка "Подготовишка", который также ведет учитель начальных классов
- изучение опыта использования и применения практико-ориентированных образовательных технологий, практических методов и приёмов работы в образовательной деятельности учителей и педагогов ДОО;
- предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками и курирование педагогами ДОО своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах, рефлексия деятельности;
- совместные проекты ДОО и начальной школы по практико-ориентированному образованию (совместные проекты "Школа будущего").
Поскольку в учреждении существует служба сопровождения (психологи, логопеды) как в отделении дошкольного образования, так и в Лицее, то их работа по преемственности также согласовывается в части осуществления квалифицированной коррекции различных нарушений у детей, используемых методов, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий с привлечением сотрудников факультета "Педагогики и психологии" БГУ им. ак. И. Г. Петровского. одним из направлений работы является осуществление мониторинга зарождения профессионально ориентированных интересов и склонностей.
Система работы с детьми
Практико-ориентированная направленность в работе с детьми дошкольного и начального общего образования :
- формирование и развитие практических навыков и индивидуальных способностей у детей, необходимых для выбора и овладения будущей профессией;
- процесс успешной социализации ребенка;
-развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования обучающихся;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие коммуникативности;
- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру;
- формирование умения проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач в практико-ориентированном образовании детей :
На уровне дошкольного образования :
- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
- формирование у дошкольников общих компонентов трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий);
- формирование интереса детей через игру и опытно – исследовательскую деятельность к разным профессиям;
На уровне начального общего образования :
- формирование умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- формирование у детей профессионального самоопределения и самореализации в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе;
- специальная помощь по развитию сформированных практических навыков в дошкольном детстве и качеств личности, необходимых для последующей профессиональной ориентации;
- формирование умения свободно выбирать виды и сферы деятельности;
- развитие личностных интересов, потребностей и способностей ребенка;
- осуществление «ненавязчивого» образования, благодаря включению детей в значимые творческие виды деятельности;
- ориентация младших школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на реализацию собственных способностей;
- построение индивидуальной практико-ориентированной образовательной траектории развития каждого ученика.
Содержание работы с детьми строилось с учетом двух подходов к практико-ориентированному образованию :
-первый подход предполагает организацию образовательного процесса с погружением ребенка в профессиональную среду, соотнесения представления о профессии с реальными требованиями.
- Другой подход, и мы считаем его более приемлемым и эффективным для дошкольного образования, предполагает: внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у детей значимых качеств личности, а также знаний, умений и навыков.
С некоторыми из них вас познакомят мои коллеги чуть позже.
Мы начали с выявление индивидуальных способностей и возможностей детей в разных видах деятельности;
- создание индивидуальных маршрутов развития детей на протяжении дошкольного детства и начальной школы в рамках практико-ориентированного образования; для в нашей образовательной организации мы используем технологию портфолио, разработанная структура которого одинакова для дошкольного и начального общего уровней образования. Темы портфолио позволяют определить уровень развития ребенка в каждой образовательной области и соотносятся с целевыми ориентирами, которые, по указанию ФГОС ДО, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При переходе ребенка в Лицей портфолио передается его учителю, который продолжает работу в данном направлении. Эта система учета не только достижений ребенка, но и вопросов самоопределения (в том числе ранней профориентации ребенка, и она позволяет выявить его сильные стороны и те интересы и склонности ребенка, которые могут помочь в решении его проблем.
Немаловажным является и организация предметно-развивающей практико-ориентированной среды. Это и - создание центров творчества в ДОО и начальной школе : технического (робототехники, конструирования и моделирования, художественного творчества, лего-центры, научно-познавательной направленности, информационно-коммуникационные центры;
- создание опытно-экспериментальных лабораторий;
- создание условий для развития сюжетно-ролевой игры в дошкольных организациях;
- создание кружков и студий пролонгированного функционирования (работа кружка по одному и тому же направлению начинается в дошкольной организации и продолжается в начальной школе) – «Юный техник» – «Кружок радиоэлектроники».
- внедрение практико-ориентированных форм работы с детьми: проекты, занятия-практикумы, мастер-классы, сендвич – занятия (наслоение одного на другое – ребенок теоретическое знания получает одновременно с практическими навыками, когнитивное ученичество (знакомство с профессиями происходит непосредственно на предприятии, когда воспитанники и учащиеся получают возможность наблюдать и впитывать организационную культуру рабочего места);
- реализация деятельностного подхода в образовании дошкольников и младших школьников;
- знакомство с трудом взрослых в процессе реальных и онлайн – экскурсий;
- организация совместных выставок и фестивалей творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- совместные проекты ДОО и начальной школы по практико-ориентированному образованию.
Многое мы уже сделали, но еще предстоит большая работа.
Система взаимодействия с семьями обучающихся:
- совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями начальных классов;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами дошкольных групп и учителями начальных классов;
- встречи родителей с будущими учителями начальных классов;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения индивидуальных способностей и наклонностей у детей;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста и младшего школьного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- интернет – общение;
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар);
- изучение профессий родителей, выявление и знакомство с семейными династиями;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по вопросам ознакомления с их профессиями и организацию экскурсий на рабочие места членов семей;
- вовлечение членов семей в организацию и проведение кружковой и студийной работы, а также творческих центров в рамках практико-ориентированного образования;
- просвещение родителей по вопросам практико-ориентированного образования;
- ознакомление со списком самых востребованных профессий на сегодняшний день (топ-50);
- совместные проекты ДОО и начальной школы с семьями по практико-ориентированному образованию;
- использование практического опыта и потенциала семей обучающихся, установление партнерских отношений с родителями и другими членами семьи в вопросах знакомства с трудом взрослых и последующей профессиональной ориентацией детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Система взаимодействия с социумом:
- создание на договорной основе единых образовательных площадок для реализации когнитивного ученичества;
- использование кружков и студий организаций дополнительного образования в целях реализации практико-ориентированного образования;
- организация экскурсий на предприятия и учреждения ближайшего социума;
- методическое сопровождение ДОО и начальной школы методическими службами и учреждениями среднего, высшего профессионального, дополнительного образования реализации практико-ориентированного образования;
- создание единой практико-ориентированной образовательной среды на основе активного партнерства и взаимодействия с предприятиями и учреждениями ближайшего социума.
Таким образом, анализ существующих подходов к преемственности дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации практико – ориентированного образования и опыт работы нашего учреждения, позволяет представить следующую модель преемственности практико – ориентированного образования дошкольного и начального уровней образования.
Закончить свое выступление хочется словами Д. Б. Эльконина. Он говорил, что дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «Детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Поэтому важно не забывать, что процесс преемственности дошкольного и начального общего образования - процесс двусторонний. Чтобы встретиться в пути, важно начать движение с обеих сторон: и дошкольному образованию, и начальной школе нужно не просто говорить о преемственности, но и вести активный поиск путей сближения.