Приложение МААМ

Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе

Ольга Савченко
Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы знаем, что практико-ориентированное образование - это образование, преимущественной целью которого является формирование у дошкольников умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательного процесса.

Публикация «Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе» размещена в разделах

Главное – научить детей в дошкольном детстве важнейшим приемам практической деятельности. Подготовка детей к овладению будущей профессией – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода. Такой подход направлен, во-первых, на приближение к потребностям образования детей к практике, жизни. Во – вторых, позволяет создать условия для целенаправленного формирования предпосылок профессиональных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста, соответствующих требованиям ФГОС ДО и НОО и определяется как «совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дела».

Для организации системы преемственности нами была разработана Программа, регламентирующая деятельность ОДО и начальной школы Лицея №27 в вопросах организации преемственности согласно с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования, в вопросах реализации практико – ориентированного образования и направлена на :

- выявление склонностей и способностей обучающихся в различных видах деятельности;

- формирование практических умений и навыков у детей;

- развитие компетенций, способствующих успешности в выборе и осуществлении профессиональной деятельности;

- формирование профессиональной культуры;

- развитие личностных качеств, необходимых для освоения будущей профессии;

- формирование УУД, направленных на успешную реализацию практико-ориентированного образования;

- обеспечение выбора в профессиональном самоопределении.

Программа преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации практико – ориентированного образования отражает :

- содержание образовательной и внеурочной деятельности с детьми;

- инновационную работу воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, педагогов дополнительного образования и т. д.);

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации практико-ориентированного образования дошкольного и начального уровней общего образования.

Задачи программы:

- создать единое образовательное пространство;

- создать благоприятные условия для реализации практико-ориентированного образования дошкольников и младших школьников;

- обеспечить единство требований, условий, подходов для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении личности ребенка и его последующей профессиональной ориентации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- согласовать цели и задачи дошкольного и начального общего образования в условиях реализации практико-ориентированного образования;

- создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника и развитие их индивидуальных способностей;

- обеспечить условия для реализации комфортного перехода детей от игровой к учебной деятельности;

- обеспечить преемственность учебных планов и программ дошкольного и начального общего образования в рамках практико-ориентированного образования;

- создать единую стратегию психолого-педагогической поддержки семьи воспитанников и учащихся и повышения компетентности родителей в вопросах практико-ориентированного образования.

- обеспечить совершенствование профессиональных компетенций педагогов.

Основные направления реализации программы вы видите на экране.

Остановлюсь на каждом из них.

Организационно - методическое обеспечение и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников предполагает следующее:

- совместные курсы повышения квалификации старших воспитателей, руководителей методических объединений, педагогов ДОО и учителей начальных классов по вопросам практико-ориентированного образования; и благодаря курсам повышения, организованным БИПКРО этот раздел реализуется.

Для:

- расширения круга знаний и практических умений, овладение новыми профессиональными компетенциями для успешной реализации практико-ориентированного образования;

- установления делового сотрудничества между педагогами детских садов и учителями начальных классов;

- взаимного ознакомления учителей и педагогов ДОО с задачами образовательной работы в ДОО и начальной школе по вопросам практико-ориентированного образования;

Нами проводятся:

- совместные педагогические советы по вопросам преемственности в данном направлении;

- совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и педагогов ДОО по реализации практико-ориентированного образования так называемый «гостевой обмен опытом»;

- педагогические мастерские, недели педагогического мастерства, семинары-практикумы, клубы, гостиные, круглые столы, конференции, мастер-классы, мозговые штурмы, квесты, деловые игры и т. д. ;

- взаимопосещение образовательной деятельности и кружковой и студийной работы в дошкольных группах и уроков в начальной школе, занятий по внеурочной деятельности с последующим обсуждением;

- открытые мероприятия с дошкольниками, которые проводят учителя начальных классов Лицея, работа кружка "Подготовишка", который также ведет учитель начальных классов

- изучение опыта использования и применения практико-ориентированных образовательных технологий, практических методов и приёмов работы в образовательной деятельности учителей и педагогов ДОО;

- предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками и курирование педагогами ДОО своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах, рефлексия деятельности;

- совместные проекты ДОО и начальной школы по практико-ориентированному образованию (совместные проекты "Школа будущего").

Поскольку в учреждении существует служба сопровождения (психологи, логопеды) как в отделении дошкольного образования, так и в Лицее, то их работа по преемственности также согласовывается в части осуществления квалифицированной коррекции различных нарушений у детей, используемых методов, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий с привлечением сотрудников факультета "Педагогики и психологии" БГУ им. ак. И. Г. Петровского. одним из направлений работы является осуществление мониторинга зарождения профессионально ориентированных интересов и склонностей.

Система работы с детьми

Практико-ориентированная направленность в работе с детьми дошкольного и начального общего образования :

- формирование и развитие практических навыков и индивидуальных способностей у детей, необходимых для выбора и овладения будущей профессией;

- процесс успешной социализации ребенка;

-развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования обучающихся;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- развитие любознательности как основы познавательной активности;

- развитие коммуникативности;

- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

- развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру;

- формирование умения проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач в практико-ориентированном образовании детей :

На уровне дошкольного образования :

- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

- формирование у дошкольников общих компонентов трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий);

- формирование интереса детей через игру и опытно – исследовательскую деятельность к разным профессиям;

На уровне начального общего образования :

- формирование умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- формирование у детей профессионального самоопределения и самореализации в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе;

- специальная помощь по развитию сформированных практических навыков в дошкольном детстве и качеств личности, необходимых для последующей профессиональной ориентации;

- формирование умения свободно выбирать виды и сферы деятельности;

- развитие личностных интересов, потребностей и способностей ребенка;

- осуществление «ненавязчивого» образования, благодаря включению детей в значимые творческие виды деятельности;

- ориентация младших школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на реализацию собственных способностей;

- построение индивидуальной практико-ориентированной образовательной траектории развития каждого ученика.

Содержание работы с детьми строилось с учетом двух подходов к практико-ориентированному образованию :

-первый подход предполагает организацию образовательного процесса с погружением ребенка в профессиональную среду, соотнесения представления о профессии с реальными требованиями.

- Другой подход, и мы считаем его более приемлемым и эффективным для дошкольного образования, предполагает: внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у детей значимых качеств личности, а также знаний, умений и навыков.

С некоторыми из них вас познакомят мои коллеги чуть позже.

Мы начали с выявление индивидуальных способностей и возможностей детей в разных видах деятельности;

- создание индивидуальных маршрутов развития детей на протяжении дошкольного детства и начальной школы в рамках практико-ориентированного образования; для в нашей образовательной организации мы используем технологию портфолио, разработанная структура которого одинакова для дошкольного и начального общего уровней образования. Темы портфолио позволяют определить уровень развития ребенка в каждой образовательной области и соотносятся с целевыми ориентирами, которые, по указанию ФГОС ДО, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При переходе ребенка в Лицей портфолио передается его учителю, который продолжает работу в данном направлении. Эта система учета не только достижений ребенка, но и вопросов самоопределения (в том числе ранней профориентации ребенка, и она позволяет выявить его сильные стороны и те интересы и склонности ребенка, которые могут помочь в решении его проблем.

Немаловажным является и организация предметно-развивающей практико-ориентированной среды. Это и - создание центров творчества в ДОО и начальной школе : технического (робототехники, конструирования и моделирования, художественного творчества, лего-центры, научно-познавательной направленности, информационно-коммуникационные центры;

- создание опытно-экспериментальных лабораторий;

- создание условий для развития сюжетно-ролевой игры в дошкольных организациях;

- создание кружков и студий пролонгированного функционирования (работа кружка по одному и тому же направлению начинается в дошкольной организации и продолжается в начальной школе) – «Юный техник»«Кружок радиоэлектроники».

- внедрение практико-ориентированных форм работы с детьми: проекты, занятия-практикумы, мастер-классы, сендвич – занятия (наслоение одного на другое – ребенок теоретическое знания получает одновременно с практическими навыками, когнитивное ученичество (знакомство с профессиями происходит непосредственно на предприятии, когда воспитанники и учащиеся получают возможность наблюдать и впитывать организационную культуру рабочего места);

- реализация деятельностного подхода в образовании дошкольников и младших школьников;

- знакомство с трудом взрослых в процессе реальных и онлайн – экскурсий;

- организация совместных выставок и фестивалей творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- совместные проекты ДОО и начальной школы по практико-ориентированному образованию.

Многое мы уже сделали, но еще предстоит большая работа.

Система взаимодействия с семьями обучающихся:

- совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями начальных классов;

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами дошкольных групп и учителями начальных классов;

- встречи родителей с будущими учителями начальных классов;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения индивидуальных способностей и наклонностей у детей;

- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста и младшего школьного возраста, деловые игры, практикумы;

- семейные вечера, тематические досуги;

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

- интернет – общение;

- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар);

- изучение профессий родителей, выявление и знакомство с семейными династиями;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по вопросам ознакомления с их профессиями и организацию экскурсий на рабочие места членов семей;

- вовлечение членов семей в организацию и проведение кружковой и студийной работы, а также творческих центров в рамках практико-ориентированного образования;

- просвещение родителей по вопросам практико-ориентированного образования;

- ознакомление со списком самых востребованных профессий на сегодняшний день (топ-50);

- совместные проекты ДОО и начальной школы с семьями по практико-ориентированному образованию;

- использование практического опыта и потенциала семей обучающихся, установление партнерских отношений с родителями и другими членами семьи в вопросах знакомства с трудом взрослых и последующей профессиональной ориентацией детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Система взаимодействия с социумом:

- создание на договорной основе единых образовательных площадок для реализации когнитивного ученичества;

- использование кружков и студий организаций дополнительного образования в целях реализации практико-ориентированного образования;

- организация экскурсий на предприятия и учреждения ближайшего социума;

- методическое сопровождение ДОО и начальной школы методическими службами и учреждениями среднего, высшего профессионального, дополнительного образования реализации практико-ориентированного образования;

- создание единой практико-ориентированной образовательной среды на основе активного партнерства и взаимодействия с предприятиями и учреждениями ближайшего социума.

Таким образом, анализ существующих подходов к преемственности дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации практико – ориентированного образования и опыт работы нашего учреждения, позволяет представить следующую модель преемственности практико – ориентированного образования дошкольного и начального уровней образования.

Закончить свое выступление хочется словами Д. Б. Эльконина. Он говорил, что дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «Детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Поэтому важно не забывать, что процесс преемственности дошкольного и начального общего образования - процесс двусторонний. Чтобы встретиться в пути, важно начать движение с обеих сторон: и дошкольному образованию, и начальной школе нужно не просто говорить о преемственности, но и вести активный поиск путей сближения.

Публикации по теме:

Безопасная среда жизнедеятельности детей с ОВЗ как условие обеспечения качественного дошкольного образования Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением.

Современные подходы к преемственности ДОУ и начальной школы Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. И не случайно.

Инновационный опыт работы «Робототехника» Пояснительная записка Современный дошкольник, в большинстве случаев, видит, играет и получает уже готовые предметы: игры, игрушки, предметы.

Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко» Лямбирского муниципального района РМ Устиновой.

Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Конструктор LEGO на уроках мы начали активно применять.

Опыт работы по преемственности ДОУ и СОШ по ведению кружка театрализованной деятельности в рамках введения ФГОС МБОУ «СОШ №2» дошкольные группы «Гнездышко» Конгарова Л. А. Опыт работы по преемственности ДОУ и СОШ по ведению кружка театрализованной.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка.

Условия обеспечения качества образования в процессе коррекционно-логопедической работы в ДОУ .

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Управленческая программа «Процесс саморазвития педагогов как условие обеспечения качества образования» УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОГРАММА: «ПРОЦЕСС САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ - КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» Автор: Старший воспитатель МАДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе
Опубликовано: 17 января 2019 в 18:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Савченко (УИ 1795116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД