Татьяна Алекберова
Управленческая программа «Процесс саморазвития педагогов как условие обеспечения качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОГРАММА : «ПРОЦЕСС САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ - КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Автор: Старший воспитатель МАДОУ
детский сад №161 «Ёлочка»
Алекберова Татьяна Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность поставленной проблемы
1.2. Анализ системы управления процессом саморазвития педагогов в ДОУ
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Принципы построения программы
1.5. Ожидаемые результаты
Публикация «Управленческая программа „Процесс саморазвития педагогов как условие обеспечения качества образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Управленческая программа «Процесс саморазвития педагогов, как условие обеспечения качества образования в ДОУ»
2.1. Аспекты реализации программы
2.2. Стратегия реализации программы
2.3. Анализ эффективности управления процессом саморазвития педагогов
3. Литература
1.1. Актуальность проблемы
На современном этапе реформирования системы образования, в частности и дошкольного, предъявляются новые требования, при которых модернизация управленческой деятельности становится объективной необходимостью. Это обусловлено перестройкой социально-политических и экономических отношений, повлекших за собой изменение нормативно-правовой базы, отношения к повышению качества образования.
В условиях стремительной модернизации образования педагог дошкольного учреждения оказался основным участником преобразований и инноваций, проводимых в системе образования. Сегодня педагогу дошкольного учреждения мало быть просто специалистом в своей области, необходимо грамотно и эффективно взаимодействовать с разными специалистами, интегрировать свою деятельность, быть мобильным, уметь вовремя реагировать на изменения условий, требований и активно взаимодействовать с родительской общественностью для создания единого образовательного пространства в ДОУ. Важно ориентироваться на рынке образовательных услуг, прогнозировать дальнейшее развитие и четко планировать свою деятельность с учетом запросов социума, находить пути и способы самосовершенствования и саморазвития. В связи с этим проблемы развития творческой личности педагога, ее роста на протяжении профессионального пути приобретают все большую актуальность.
Актуальность проблемы определяется следующими моментами:
-изменение подходов и методов управления деятельностью образовательных учреждений;
-изменение системы финансирования образовательных учреждений в условиях ФГОС;
-понимание развития педагогов в условиях ДОУ, как процесса профессионального саморазвития в условиях компетентностного сопровождения;
-использование инновационных методов сопровождения: педагогическое проектирование, тематическое консультирование, интерактивные методы погружения в решение задач педагогического и профессионального совершенствования и т. д.
Управлять процессом развития педагогического коллектива - всегда было сложно и проблематично. Управленческая программа «Процесс саморазвития педагогов, как условие обеспечения качества образования ДОУ» направлена на организацию управления процесса саморазвития педагогов для обеспечения качества образования в дошкольном учреждении. Данная программа предусматривает создание системы управления процессом саморазвития педагогов, направленной на развитие их индивидуального стиля педагогической деятельности, повышение исследовательской, образовательной, проектной, инновационной, технологической культуры педагога. Управленческая программа «Процесс саморазвития педагогов, как условие обеспечения качества образования ДОУ» разработана на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №161 «Ёлочка».
1.2. Анализ системы управления процессом саморазвития педагогов
Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом образовательного учреждения на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Оптимизация системы управления образовательным учреждением осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.
В результате комплексного исследования системы управления муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №161» было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом.
Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующая, общественного (Управляющий совет, Попечительский совет в каждой группе, коллективного (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет) управления.
Анализ квалификационного и образовательного уровня педагогов МБДОУ «Детский сад №161» представлен в таблице и на диаграмме:
Год Всего
педагогов высшее % Средне- специальное % Из них получают cредне-специальное Из них получают высшее
2015/2016 15 6 40 11 73 1 4
2016/2017 19 11 73 12 80 1 4
2017/2018 21 12 80 13 86 2 3
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы : создание в МАДОУ «Детский сад №161» условий для творческого развития и саморазвития педагогов через включение в активную творческую деятельность, основанную на разных основаниях (профессиональные интересы, образовательные проблемы, и т. д.)
Задачи программы :
- на основе теоретико-методологического анализа определить критерии и способы оценки, характеризующие уровень готовности педагогических кадров к саморазвитию;
-организовать мониторинг профессионального саморазвития педагогов;
- определить и систематизировать комплекс форм и методов управленческой деятельности, способствующей саморазвитию педагогов;
-повысить уровень компетентности педагогов в ходе освоения инновационных технологий, проектировочной деятельности;
1.4. Принципы построения программы :
1. Принцип учета личностно-профессиональных особенностей и потребностей педагогов предполагает изучение особенностей мотивационной и технологической готовности каждого педагога к саморазвитию.
2. Принцип управляемости реализацией программы предполагает систематическое регулирование и коррекцию на основе мониторинга процесса саморазвития педагогов.
3. Принцип системности предусматривает решение поставленных задач последовательно через организацию разнообразных форм участия педагогов в процессе взаимодействия.
4. Принцип гибкости и мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы управления процессом саморазвития педагогов.
1.5. Ожидаемые результаты:
- в дошкольном учреждении создана специально организованная развивающая, инновационная среда, способствующая эффективному саморазвитию педагогов;
- создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, атмосфера доброжелательности друг к другу всех участников воспитательно- образовательного процесса;
- происходит рост профессиональной и методической компетентности педагогов : стремление и способность осваивать инновационные технологии, развивать исследовательские умения; развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии, динамика участия в профессиональных конкурсах, исследовательских проектах, конференциях, семинарах;
- педагоги проявляют активность в подготовке инновационной методической продукции: основной образовательной программы дошкольного учреждения, рабочих программ развития по образовательным областям в соответствии с ФГОС, парциальных программ воспитания и образования детей по основным направлениям развития, в соответствии с новыми требованиями ФГОС, авторских проектов по актуальным направлениям дошкольного образования, методических разработок;
- педагоги активно участвуют в процессе управления развитием дошкольного учреждения;
- педагоги включились в деятельность творческих групп, индивидуально разрабатывают и реализуют программы саморазвития, опытно-экспериментальной работы;
-повысилось качество предоставляемых образовательных услуг.
Основной формой управления процессом саморазвития педагогов целесообразно считать организацию инновационного структурного подразделения - создание творчески-активных центров ДОУ (ТАЦ). Их создание позволяет повысить уровень саморазвития педагогов в процессе педагогического взаимодействия, расширить формы и методы коллективного сотрудничества, способствует созданию педагогического продукта творческой деятельности нового качества.
В процессе работы ТАЦ происходит углубление и расширение поля инновации, включенность отдельных педагогов в работу всего коллектива максимально возрастает. В созданной среде, саморазвитие педагогов, обучение новых педагогов происходит в более быстром темпе.
В качестве мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности проектируется система методической помощи педагогам и их поддержки в инновационной деятельности: проблемные и проектные, практические семинары, педагогические мастерские, мастер – классы.
Включение педагогов в активную творческую деятельность предполагается через реализацию функций управления, поскольку именно они, наряду с целями и задачами, составляют основу качественного управления процессом профессионального саморазвития педагогов.
Активная и разноплановая педагогическая, инновационная, проектная деятельность, благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ - всё это создало обстановку для активизации и непосредственного участия в ней младших воспитателей, родительской общественности, социальных партнеров. Вокруг общих проблем, решения задач, задуманных идей, общих интересов тесно сплотились и создали союз единомышленников администрация, воспитатели, узкие специалисты, младшие воспитатели, родители. Для младших воспитателей нашлась подходящая ниша в образовательном пространстве для самореализации, участия – что повлияло на перспективу получения педагогического образования и в будущем пополнения числа педагогов ДОУ. Планируется 40% младших воспитателей перевести на должность педагогов. Поднимается престиж профессии педагога среди родителей - родительская общественность активно участвует в организуемых в ДОУ мероприятиях. Более того, родители воспитанников сами выступают с инициативами предстоящих событий.
Заключение
Внедрение в практику работы программы управления процессом саморазвития педагогов позволит создать в дошкольном образовательном учреждении развивающую, инновационную среду, способствующую эффективному саморазвитию педагогов. Объединение молодых специалистов и педагогов - стажистов в творчески-активные центры по разработке проектов, позволит повысить профессиональную и методическую компетентность педагогов, эффективность исследовательской деятельности, а, следовательно, и качество образовательных услуг.
3. Литература
1. Богославец Л. Г., Майер А. А. Управление качеством дошкольного образования : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
2. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. –М. : ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2008. -144с.
4. Пашкевич Т. Д., Петрусевич В. В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №3. –с. 8-13.
5. Пенькова Л. А., Музяева Н. А. Управление саморазвитием педагогов ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. - №1. –с. 84-90.
6. Яковлева Г. Управление самообразованием педагогов инновационных ДОУ //Дошкольное воспитание. – 2010. -№7. –с. 87-96.