карачун светлана
Инновационные педагогические технологии в работе педагога и их эффективность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение должно входить в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
Публикация «Инновационные педагогические технологии в работе педагога и их эффективность» размещена в разделах
Актуальность организации инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. А переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрение в практику инновационных технологий.
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Александр Григорьевич Асмолов директор Федерального института развития образования (ФИРО) г. Москвы, который является одним из разработчиков Федерального Государственного Образовательного Стандарта сказал: «Дошкольные образовательные учреждения должны уйти от жесткой регламентации жизни дошкольников».
В основе организации жизни в группе должны быть принципы:
1. Доверие к ребёнку, его возможностям, его индивидуальности.
2. Понимание единства психического и физического развития ребёнка, обеспечение достаточного объёма двигательной активности.
3. Целостный взгляд на жизнь ребенка, основанный на признании достоинств семьи и детского сада.
4. Приоритет свободной игры как наиболее органичной для дошкольника деятельности.
5. Вариативность, версионность, гибкость воспитательно-образовательного процесса, отказ от программирования деятельности детей.
6. Открытость пространств и – как следствие – широкие возможности для выбора.
7. Разновозрастность, как пространство социализации и приобретения опыта разных позиций.
8. Ценность детского сообщества как пространства приобретения опыта выстраивания отношений с другими, обретения своих границ при столкновении с границами другого. Рассмотрев данные принципы и изучив четыре технологии организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении (План-дело-анализ, Команда, Игровой час, Открытые двери, наш педагогический коллектив принял решение взять за основу две технологии – Игровой час и Открытые двери
Одной из составляющих образовательного процесса в нашем учреждении является технология проектирования, что предусматривается Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования.
И взяв за основу технологию проектирования, Игровой час и Открытые двери, мы получили новый режим дня. Такой способ организации жизнедеятельности детей в детском саду позволяет ненавязчиво организовать образовательный процесс, включающий все виды детской деятельности на основе игры.
Остановлюсь подробней на каждом из режимов. Режим дня «Игровой час» применяется в детском саду четыре раза в неделю (с понедельника по четверг). В основе его реализация права детей на обучение и развитие в основном и самом органичном виде деятельности – свободной самостоятельной игре (сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической).
Основные формы педагогических действий – сопровождение самостоятельной деятельности детей, демонстрация правильных моделей поведения, моделирование предметно-развивающей среды, обучение и коррекционно-развивающая работа в соответствие с индивидуальными потребностями детей.
Роль воспитателя состоит в том, что он организует свою деятельность и предлагает включиться в нее желающим, ведет наблюдение, при необходимости обеспечивает помощь и поддержку.
Как уже было выше сказано, неотъемлемой частью технологий «Игровой час» и «Открытые двери», уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Что позволяет расширить и обогатить знания детей, спланировать содержательную деятельность детей в центрах активности и является процессом, имеющим общую проблему, цель, согласованные методы и способы их решения.
А так как возрастные способности ребенка - дошкольника еще не настолько развиты, чтобы проводить познавательную, поисково – исследовательскую и творческую деятельность самостоятельно она проходит при взаимодействии взрослого и ребенка. И такое взаимодействие очень хорошо подходит для организации образовательного процесса в группе, позволяет детям вместе со взрослыми определить направление и способы решения поставленных задач.
Каждый день на утреннем круговом сборе (он включен в режим дня наряду с его традиционными составляющими) в соответствии с календарно – тематическим планированием определяется тема недельного проекта (начиная со средних групп) и план его реализации.
Для этого в каждой группе есть дорожка дел. Где мы ежедневно планируем: Что мы знаем? Что нам интересно? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
На утреннем круговом сборе дети планируют деятельность на текущий день, отражают в «Дорожке дел», состоящей из «кармашков» каждый из которых обозначает день недели, и организуют ее в центрах активности.
Всё это позволяет каждому ребенку самостоятельно спланировать свои действия, выбирать, занятие по душе, способствует развитию инициативности и самостоятельности.
На вечернем круговом сборе дети вместе с воспитателем анализируют прошедший день, подводят итоги и презентуют результаты друг другу и родителям.
Надо отметить, что в реализации проектов большую помощь нам оказывают родители, которых в конце каждой недели мы знакомим с темой следующего проекта, о чем нужно поговорить с ребенком дома, какие материалы нам могут понадобиться. Обговариваем, какая информация нам понадобится, для сбора которой (иллюстрации, литература, рисунки, раскраски и т. д.) в приемной стоит специальная коробка «Обратной связи».
В пятницу в группах применяется режим дня «Открытые двери». Суть его заключается в том, что воспитатель каждый в своей группе организует свою деятельность и предлагает включиться в нее желающим, так же ведет наблюдение, обеспечивает помощь и поддержку при необходимости. В это время двери между двумя смежными группами открыты для свободного общения, совместных игр и действий детей из двух групп. Предоставляя тем самым возможность свободно общаться детям, подвести итоги недели (совместная деятельность в соответствии с темой недели) и представить итоги проекта.
Педагоги основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребёнка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всём его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамки принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Вместе с тем, взрослые находят то, чему ребёнка можно научить, чтобы помочь ему быть успешным.
Хотелось бы добавить что, в какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не над ними, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре, создает условия, где сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает задачам Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.
Закончить мне хочется словами Фридриха Фребеля: «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, с окружающим миром».
Использованная литература:
1. Статьи Т. Н. Дороновой кандидата педагогических наук
2.https://doshkolnik.ru