Марина Ланговая
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с социальной средой
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что дошкольный возраст является определяющим периодом становления личности, когда у ребенка закладываются основные человеческие качества, как личностные, так и гражданские, когда формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, окружающих его в жизни.
Поэтому основополагающими целями дошкольного образования на современном этапе становятся:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности,
Темочки:
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе,
формирование предпосылок к учебной деятельности,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
На протяжении многих лет работа педагогов по социализации дошкольников зиждилась на «трех китах» - общению в семье, взаимодействию со своими воспитателями и отношениям с «обществом», коим являлись друзья и сверстники ребенка. Современные реалии диктуют необходимость расширения социальной сферы в подготовке ребенка к жизни в обществе.
В рамках реализации нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» поставлена задача комплексного развития сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования, в связи с чем осуществляется оптимизация сети образовательных учреждений и создаются устойчивые образовательные системы, в которых формируется позитивный социальный и культурный опыт ребенка.
Особую роль в данных условиях играет гармоничное развитие ребенка с момента его вхождения в социальную среду - детский сад, пребывания в ней и трансформации своего первого социального опыта при мягком переходе в начальную школу.
Для осуществления этого перехода необходимы инновационные формы внедрения дошкольника в социальную среду, устанавливающие взаимосвязи с жизнью, культурной средой, институтами воспитания, досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Объединение образовательных учреждений различного уровня в единую сеть обуславливает повышение профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом, которое может быть осуществлено с использованием разнообразных форм и методов работы с педагогическими кадрами: семинары-практикумы, "круглые столы", заседания в педагогическом клубе, деловые игры, спортивные мероприятия совместно с коллегами из входящих в образовательный комплекс дошкольных учреждений. Кроме контактов такого рода необходимо взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами, целью которого являются:
расширение кругозора дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
формирования навыков общения детей в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
прививание осознанного отношения к здоровому образу жизни и занятиям спортом.
Рассмотрим процесс вхождения дошкольников в социальную жизнь на примере нашего образовательного комплекса:
Проведение с дошкольниками экскурсий «шаговой доступности» в детскую районную библиотеку, школы, походов выходного дня с родителями в парки, скверы, другие места проведения досуговых мероприятий в районе, организация выездных концертов учеников музыкальных школ, танцевальных клубов, театральных студий. Благодаря применению в дошкольном образовании проектного метода появилась возможность расширения географии совместных поездок дошкольников с родителями в музеи, театры, зоопарк и т. д.
Организация встреч и бесед с представителями различных профессий (офицеры полиции, инспектора ГИБДД, пожарные, врачи, ветераны).
Проведение совместных мероприятий с ДЮСШ – соревнований и показательных выступлений по различным видам спорта (гимнастика, легкая атлетика, футбол, боевые искусства, шашки).
Подобная практика позволяет добиться повышения интереса, познавательной активности, развития творческого, образовательного и социального потенциала участников образовательного процесса – как детей, так и их родителей – начиная с дошкольного учреждения и осуществляя плавный переход к следующим ступеням образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с различными общественными организациями и структурами на уровне социального партнерства.