Елена Рудь
Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
▼ Скачать
+ Заказать документы
В законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». А также делается акцент на том, что ДОО призваны помогать семье в вопросах воспитания детей, на это указывают и ФГОС, в котором одним из ведущих принципов построения образовательного процесса является взаимодействие с семьёй ребёнка.
Публикация «Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников» размещена в разделах
Проблема взаимодействия ДОО с семьёй сегодня остаётся актуальной. Иногда возникают определённые сложности между детским садом и родителями воспитанников, причин может несколько: недопонимание между родителями воспитанников и воспитателями, между ДОО и семьёй и т. д. Всё это может тяжело отложится на ребёнке. И дошкольным организациям очень важно выбрать ту форму работы с родителями воспитанников, где предполагается не только взаимодействие с семьёй, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Совместная работа дошкольной организации и семьи позволяет лучше узнать друг друга и способствует образованию добрых, доверительных отношений воспитатель – ребёнок – семья.
Семья и дошкольные организации – два важных института социализации детей. Насколько эффективно ребёнок будет развиваться, зависит от отношения семьи к дошкольной организации. На это может влиять ряд факторов, но прежде всего, надо найти то единое между семьёй и педагогическим коллективом ДОО, что поможет в развитии и воспитании ребёнка. Эффективно организованное сотрудничество ДОО с семьями воспитанников позволяет достичь нужных результатов в развитии и воспитании детей.
В последнее время стали применяться новые, перспективные формы сотрудничества ДОО с семьями воспитанников, благодаря которым родители становятся активными участниками педагогического процесса детского сада. Целью дошкольных организаций по работе с семьями воспитанников, является привлечение внимание воспитателей и родителей воспитанников к проблеме взаимодействия ДОО с семьями, к использованию различных форм сотрудничества между ними; привлечение родителей к совместному воспитанию, обучению и развитию детей; обмену опытом (педагог – родитель, родитель – родитель); совместному сотрудничеству ДОО и семьи; сделать полезными и интересными семейные встречи, досуги.
В структурном подразделении детский сад «Колосок» села Пестравка Самарской области используют несколько форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников : родительские собрания с показом открытых занятий; семейные досуги с показом мастер – классов; литературные вечера, викторины, работает родительский клуб.
В наше время родители чаще находятся на работе, и времени для ребёнка остаётся мало. Создавая семейные встречи, мы способствуем большему общению ребёнка и родителей, их совместной деятельности. Подобные мероприятия сплачивают родителей с детьми, они дают возможность взглянуть на работу ДОО по – другому, а также укрепляют сотрудничество между семьёй и детским садом. Через семейные встречи дети получат нужную информацию от своих родителей о русском фольклоре, об истории родного края и своей страны, делают совместные рисунки и поделки. Так, например, на семейном досуге «Художественно – эстетическое развитие детей с помощью кружка «Цветные ладошки»», родители совместно с детьми фантазировали, и свои фантазии воплощали на бумаге с помощью карандашей и красок. Поведённая недавно викторина, посвящённая юбилею образования Самарской губернии, которая проходила среди родителей, была познавательна не только для детей, но и для самих родителей. Родители за эту викторину выразили благодарность. Как они отметили, что готовясь к этой викторине, они открыли для себя многого нового о Самарской губернии.
В каждом ДОО должен действовать родительский клуб, который оказывает помощь в воспитании и развитии ребёнка, как педагогам, так и родителям. Родительский клуб ведётся в виде круглого стола, мастер – классов, совместной деятельности ребёнка с родителями.
Подводя итоги, хочу ещё раз подчеркнуть, что семья и детский сад – два важных социальных института социализации ребёнка. Родитель главный участник воспитательного процесса ребёнка, без него воспитание будет считаться не полноценным. Проведённые анкетирование и опрос среди родителей показал, что в результате применения не традиционных форм взаимодействия с ними, родители стали с большим пониманием относиться к работе воспитателя, прислушиваться к мнению педагога и мнению других родителей, а так же участвовать в жизни детского сада.
Литература.
1. А. Я. Ветохина, Л. Ю. Крылова, Н. М. Сертакова, О. В. Голова Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. Изд. «Учитель», 2014 год.
2. Н. М. Сертакова Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. Изд. «Учитель», 2015 год.
3. Богомолова З. А. Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ// Дошкольная педагогика. – 2010г.
4. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки». – М: Издательский дом «Цветной мир», 2013 год. Детский сал и семья. изобразительное творчество от колыбели до порога школы. – М: Издательский дом «Карапуз», 2010 год.
5. Майор А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечение родителей в жизнь детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2011г.
6. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
8. ФГОС дошкольного образования. Приказ МО и Н РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 год №1155 г. Москва.