Елена Манжосова
Педагогический пробег. Традиционные и инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический пробег.
Традиционные и инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Подготовила Манжосова Е. П. воспитатель МАДОУ детский сад № 12 г. Армавир.
В дошкольный период происходят важные процессы становления личности ребенка, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья. Один из способов решения проблемы – целенаправленное использование в физическом воспитании дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Публикация «Педагогический пробег, Традиционные и инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми» размещена в разделах
При внедрении в работу комплексного сочетания традиционных программ и инновационных технологий в системе занятий физической культурой, можно сделать вывод, что:
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Содержание физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ реализуется в следующих формах :
• Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера; упражнения на полосе препятствий – детям предлагают упражнения с постепенным увеличением нагрузки; утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки.
Во время утренней гимнастики, а также гимнастики после пробуждения могут проводиться дыхательные упражнения. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
- Физкультминутки сопровождаются текстом, связанным или не связанным с движением. При произнесении текста детьми педагог следит за тем, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох.
После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Также физкультминутки проводится с музыкальным сопровождением, во время которых дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.). Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием
разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки проводится упражнение на расслабление 1–2 мин.
• Подвижные игры, физические упражнения на прогулке – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат (волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей).
• Гимнастика после дневного сна - носит вариативный характер, в зависимости от этого меняется и её продолжительность (от 7–15 минут).
- Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики»,«Спортсмены».
- Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Затем дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую на бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную групповую комнату с температурой 19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, переходят к упражнениям на дыхание и одеваются.
- Упражнения с тренажёрами или на спортивном комплексе (в группе, в спальне,физкультурном зале). Дети занимаются подгруппами по 7–10 человек.
- Пробежки по массажным дорожкам осуществляются детьми в трусиках и босиком ежедневно.
• Закаливающие мероприятия, которые обеспечивают тренировку защитных сил организма, повышают устойчивость к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. В эти мероприятиявходят:
соблюдение температурного режима в течение дня;
правильная организация прогулки и ее длительность;
использование сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
мытье прохладной водой рук;
ходьба босиком по мокрым дорожкам;
воздушные процедуры;
утренняя гимнастика на свежем воздухе;
активная гимнастика;
гимнастика в трусиках и босиком;
гимнастика в облегченной одежде;
полоскание рта охлажденной водой;
полоскание теплой водой и настоями трав.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг и дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности дошкольников. При организации активного отдыха учитываются климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой.
Хорошо использовать в сочетании известные традиционные и инновационные формы физкультурно – оздоровительной работы.
К инновационным формам физкультурно-оздоровительной работы относятся :
Игровой стретчинг
Стретчингом называется метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её. Упражнения «Кошечка», «Лодочка», «Гимнаст» - потянуться в течение 10-30секунд.
Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного
оздоровления. Можно использовать нестандартное оборудование. (массажные мячики, грецкие орехи, шишки и т. п.
Детская йога
Йога оказывает позитивное влияние на детский организм, укрепляет здоровье, помогает развитию координации движений, гибкости. Ребенок становится более выносливым и сильным. Занятия йогой в детском саду помогут сформировать здоровый организм и улучшат осанку.
Занятия на фитболах
Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от заняти.
Танцевально-ритмическая гимнастика.
Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Сюда можно отнести программы: Фирилевой «Са-фи-дансе», Фоминой «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика».
Пальчиковая гимнастика.
Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения превращаяют учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. В пальчиковой гимнастике можно использовать и нестандартное оборудование (массажные пружинки, карандаши, грецкие орехи, шишки).
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течении 3-5 мин. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Музыкально-подвижные игры.
Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования –
все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
«Час» двигательного творчества.
Организуется в физкультурном зале, Дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство.
Детская степ-аэробика.
Особенностью степ – аэробики является использование специальной степ – платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги («степ» в переводе с английского «шаг», напрыгивание на нее, спрыгивание, ее можно использовать для выполнения упражнений для брюшного пресса, спины и т. д. Это нестандартное оборудование способствуетформированию осанки, костно–мышечного корсета; развитию координации движений; укреплению сердечно – сосудистой и развитию дыхательной системы, умению ритмически согласованно выполнять простые движения.
о
Система здоровье сберегающих физкультурно-оздоровительных мероприятий и инновационных форм двигательной активности позволят разнообразить педагогическую деятельность и добиться лучших результатов в освоении основных видов движений. Без увеличения нагрузки детям может быть предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволит реализовать главную их потребность — потребность в движении.