Галина Игинова
Практический материал к статье «Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников» (часть 1-я)
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 2
Примерные вопросы для диагностики взаимодействия
в системе «педагог – родитель».
• Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы?
• Какие эмоции Вы испытываете при общении с родителями воспитанников?
• Какие профессиональные/личностные качества Вы проявляете при общении с ними?
• Из-за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями воспитанников?
• Что бы Вы хотели изменить?
Приложение 3
Публикация «Практический материал к статье „Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников“ (часть 1-я)» размещена в разделах
Технология продвижения к «психологии доверия»
Задача педагога - вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).
Для того чтобы заслужить доверие родителей, организацию своего взаимодействия с ними предлагаем построить по следующему алгоритму:
1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок - лучше всех»
2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общение его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» — каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия
4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Приложение 4
Техника "Я-сообщения".
Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции "обвинителя", негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника "Я-сообщения", разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителями, а также снижению напряжения.
С помощью "Я-сообщения" можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.
"Я-сообщение" состоит из четырех частей.
Первая часть — объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается слова "когда": "Когда я вижу, что. "; "Когда я слышу. "; "Когда я сталкиваюсь с тем, что…» В этой части "Я-сообщения" нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя, но не давать оценку его личности.
Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека ("Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение" и т. д.).
В третьей части "Я-сообщения" надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение.
Необходимо стараться, чтобы "Я сообщение" не переходило в "Ты (Вы) -сообщение". Это ошибка, которая приводит к "соскальзыванию" на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения. Например:
Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! — неверный вариант.
Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы, — верный вариант.
Конечно, чтобы пользоваться данной техникой, нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя естественным навыком общения. Важно не отступать, поскольку, освоив такой способ общения, педагоги обязательно оценят его эффективность в разрешении сложных ситуаций.
Вам предлагается для обсуждения ряд наиболее типичных ситуаций из педагогической практики, где описываются действия педагогов (не всегда верные, а затем дается комментарий психолога.
Ситуация 1
Воспитатель обратился к маме одного из детей с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".
Комментарий психолога. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.
Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.
Ситуация 2
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Комментарий психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".
Приложение 5
Упражнения на сплочение коллектива.
Упражнение "Самопрезентация"
Цели: самопознание, самосознание, повышение самооценки, выявление внутренних ресурсов и возможностей для личностного роста.
Участники: ведущий, группа педагогов от 5 до 10 человек.
Ход проведения:
Ведущий предлагает педагогам образовать пары, где каждый из партнеров должен говорить о тех качествах, которые он особенно ценит в себе (личностные, профессиональные). Затем пары должны меняться.
Каждый участник должен побыть в паре как можно с большим числом партнеров и при этом не повторяться в описании своих качеств. Ведущий отслеживает реакции педагогов: насколько трудно или легко им говорить о качествах, которые они в себе ценят, спрашивает об их ощущениях.
Деловая игра "Сказкообразование"
Цели: сплочение коллектива, формирование команды, выявление сильных и слабых сторон ее членов, особенностей взаимодействия в коллективе.
Участники: ведущий, группа педагогов от 5 до 10 человек.
Ход проведения:
Задание для педагогов: придумать сценарий сказки таким образом, чтобы в ней были отражены особенности работы каждого члена коллектива. После подготовки сценария необходимо разыграть мини-спектакль по ролям, при этом задействовать всех участников команды.
Задание для ведущего: отслеживать активность каждого участника, особенности коммуникативного взаимодействия (лидер — ведомый, организаторские способности, способности к самоорганизации и др. После завершения мини-спектакля обсудить с педагогами сказку, попросить охарактеризовать их эмоции, чувства, высказать суждения.
Приложение 10
Программа внедрения технологии педагогического проектирования в организацию образовательной работы с детьми
Использование проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Работа над проектом делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Внедряя данную технологию в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили цель и задачи:
Цель:
Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “технологии проектирования ”.
Задачи
1. Организовать освоению педагогами технологии проектирования в дошкольном образовании.
2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
3. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектной деятельности.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
Перед тем, как начать работу в данном направлении, определили направления работы:
- построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
- включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс;
-корректирование планирования,
Определили формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс,
и методы работы: беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:
I этап (подготовительный):
– Анкетирование педагогов; родителей;
– Подбор методической, справочной литературы по проектной деятельности.
Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.
II этап (реализация целей и задач проекта):
-Семинар “Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании”; Консультации “Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников”, “Создание пространственной среды в группе”, “Участие родителей в проектной деятельности”;
-Семинары - практикумы “Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста”, “Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов”, “Разработка групповых проектов”, Презентация проектов;
-Тренинг “Участие в проектной деятельности”;
-Конференция “Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства”.
III этап (итоговый):
– Анализ полученных результатов;
– Обобщение опыта работы педагогов;
– Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
-Определение критериев выполнения и защиты проекта:
• Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
• Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
• Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых педагогом или группой решений.
• Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
• Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.