Талица Павлиди
Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФОП и ФГОС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Взаимодействие с родителями является важным аспектом работы любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Федеральной образовательной программы (ФОП, инновационные формы работы с родителями приобретают особую актуальность.
Инновационные формы работы подразумевают использование новых технологий, методов и подходов к взаимодействию с родителями. Они позволяют сделать процесс общения более интерактивным, интересным и продуктивным.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФОП и ФГОС ДОУ» размещена в разделах
Одним из наиболее популярных и эффективных методов является использование интернет-технологий. Это может быть создание сайта или группы в социальных сетях, где родители могут получить информацию о деятельности ДОУ, задать вопросы, поделиться своим опытом и получить консультации специалистов.
Конечно же актуальной формой работы является проведение онлайн-консультаций, вебинаров и мастер-классов, на которых родители могут узнать о новых методах обучения и воспитания детей, а также получить практические советы от специалистов.
Одной из инновационной формой работы являются совместные проекты, когда родители и дети участвуют в создании творческих работ или исследовательских проектов. Это помогает укрепить связи между поколениями и развить у детей навыки работы в команде.
Использование инновационных форм работы с родителями становится все более актуальным и позволяет сделать взаимодействие между ДОУ и семьями более эффективным и продуктивным.
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса и к уровню качества образовательных услуг.
Источником инноваций является проблема. Например, проблема по взаимодействию с родителями воспитанников - педагогическая пассивность родителей, непонимание ими своей воспитательной функции, того, что именно они отвечают за развитие и образование ребенка, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье.
С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Идея взаимодействия педагога с родителями – это сотрудничество! Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопо- нимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимоотношений.
И конечно же формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы утратили своё значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Всё шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
В своей работе мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся:
Информационно-аналитические
Наглядно-информационные
Познавательные
Досуговые
Новые информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Также к досуговой форме работы относятся праздники, развлечения, утренники, театрализованная деятельность.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Не обойтись и без спортивных развлечений. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников.
Существует такая форма работы с семьей как тематические выставки, конкурсы. Эти формы предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации, совместные творческие проекты.
Традиционные групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний бывает разнообразной, с учетом пожеланий родителей. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал», дискуссии. Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ
На сегодняшний день основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Заключение - В результате внедрения инновационных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – сделать ребенка счастливым, здоровым, уверенно шагающим по жизни человеком.