Лучший педагог года

Инновации в работе с семьей в ДОУ

Гульгина Хамитова
Инновации в работе с семьей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Инновации в работе с семьей

Хамитова Гульгина Ишбулдовна

воспитатель высшей квалификационной категории

Отличник Образования РБ

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка –

детский сад «Белочка»

отдела образования Администрации

городского округа г. Сибай

Республики Башкортостан

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В тоже время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

Публикация «Инновации в работе с семьей в ДОУ» размещена в разделах

Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Большинство родителей воспитывают детей интуитивно или по принципу «как воспитывали меня» некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, ещё не укоренялось в сознании значительной части современных родителей. В то же время, многие педагоги должны «разъяснять» родителям как следует воспитывать ребенка, подчас избирая нравоучительный тон и, как следствие, получая в ответ: «Вы воспитывали, вот и воспитывайте!»

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для повышения продуктивности взаимодействия с родителями я изучила опыты работ д/с №2301 г. Москвы «Секреты семейного консультирования»

д/с «Незабудка» г. Вологда, д/с №5 поселка Краснореченский, Дальнегорского района, «Создание единого пространства развития ребенка в д/с и семье», «Как воспитать предприимчивого ребенка» д/c №10 г. Сокол Вологодской области. Опыт работы Копцовой Галины Александровны из Алтайского края. В нашем детском саду много лет функционирует клуб «Добрых встреч» под руководством Комаровой Г. Л, «Школа молодой семьи» с участием всех воспитателей групп раннего возраста.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по 4 направлениям:

1. Информационно - аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования "Сотрудничество детского сада и семьи". Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала "включенностью" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение "Дня открытых дверей"; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

1. Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3. Родители - критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу "меня воспитывали так же".

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2. Познавательное направление

Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Приоритетное направление нашего детского сада – это работа с родителями.

В детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог - психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

В детском саду работает «Школа молодой семьи», клуб «Добрых встреч» выпускается газета «Информ Белочка», проводятся семинары-практикумы для родителей, педагогические журналы «дни открытых дверей», анкетирование тестирование родителей, участие родителей на педсоветах.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями :

- посещение семей воспитанников на дому;

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно - развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- семинар - практикум;

- родительские гостиные;

- почта Доверия;

- семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы" я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся и, будем дружить", объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе. Проведены практикумы, тренинги "Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе", "Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу", "Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка".»Готов ли родитель к школе» и тд. Были проведены совместные собрания с учителями из школы №6, посещение школы № 6 детьми.

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений. На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

3. Наглядно - информационное направление включает в себя:

1. Стенд «Для Вас родители» носит информационный характер. Здесь расположены четыре кармашка: представлены воспитатели, помошники воспитателей. Родители могут узнать ФИО заведующей, старшего воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, специалиста по физической культуре. В других кармашках находится: список детей, утвержденный режим дня, расписание занятий в группе на текущий год.

2. Стенд называется «Будем здоровы». Информацию для этого стенда мы готовим совместно со старшей медсестрой. Здесь два кармашка: памятка для родителей где даны рекомендации родителям например: о том, что одежда должна соответствовать температурному режиму и т. д. В разделе «профилактика» предлагается советы по профилактике простудных и иных заболеваний.

3. Стенд называется «». Он расположен в самом видном месте: родители всегда могут увидеть то, что делал ребенок в дестком саду именно сегодня, узнать об успехах своего ребенка.

5. Папки передвижки: «Волшебный сундучок», «Мамины советы», «Рюкзачки полезных советов» и т. д.

6. Семейные и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Наша жизнь день за днём».

7. Фотовыставки: «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я – счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья», «Из жизни группы».

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Носики - курносики", "Вырастай-ка", ""Благодарим", "Это интересно", "Поиграем", "От всей души", "Обратите внимание", в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

4. Досуговое направление

В работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- праздники «День Матери», «А ну-ка папы», «Лучшая семья моя».

- развлечения "Семейные посиделки", "День смеха", праздники «Науруз»

«Из бабушкиного сундука», «Аулак ой» и т. д.

- "Все профессии нужны, все профессии важны" (встреча с интересным человеком,

- спортивные досуги "Семья - здоровый образ жизни" «Папа, мама, я – спортивная семья»,

- вернисаж "В мире чувств и эмоций", "Наши дочки и сыночки",

- совместные проекты "Моя родословная", "Моя семья"

- выставки семейных коллекций, реликвий "Из бабушкиного сундучка", " Вот так наряд ",

- спектакли «В стране сказок», «Как заяц гостей встречал»

- совместные походы «В мир прекрасного», в театр «Сулпан», филармонию.

- экскурсии "Мы - друзья природы", "Защитим свою природу"

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки - помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его "Семейные посиделки".

Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх, родители - дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица "Ребенок растет не от хлеба, а от радости".

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Именно поэтому я решила провести досуг "А ну-ка мамы"

Все творчески подошли к выполнению заданий: придумали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы, испекли сладкое угощение и поделились рецептами, приняли участие в выставке "Моя мама лучше всех".

Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в играх, конкурсах, пели песни, частушки, читали стихи, танцевали. Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки - бабушками, а я -творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами. Проведенные нами конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари комнатный цветок группе, «Подари игрушку», «Просто так», «Подари книгу детям».

Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Мы с детьми выезжаем на природу, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества "Чудеса для детей из ненужных вещей", "Руки мамы, руки папы и мои ручонки", "Природа и фантазия"

Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате

у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

В решении этой задачи мне помогли фотовыставки "Милая мама моя", "Самый лучший папа", "Моя дружная семейка", "Семья - здоровый образ жизни".

Живой интерес вызвал конкурс на лучший рисунок. Дети совместно с родителями рисовали животных, занесенных в красную книгу.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение (см. Приложения). Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

"Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях", - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, "парикмахерская", "магазин". Есть уголки "тихий" и "дружбы", где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" - ремонт группы, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог - уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

По результатам повторной диагностики в группе нет родителей - наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей - лидеров; до 67% выросло количество родителей - исполнителей.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Воспитанники нашей группы приняли участие:

- В городском спортивном фестивале «Папа, мама, я – спортивная семья» за 2008 год семья Баяновых награждена городской грамотой.

- В фестивале «Весенняя капель» в 2009 году, девочки нашей группы, вместе с остальными участницами из нашего детского сада, заняли первое место.

-Дети нашей группы участвовали в фестивале «Весенняя капель» 2011 года.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что "вместе весело шагать по просторам", на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Публикации по теме:

Годовой проект в подготовительной к школе группе «В работе с семьей» Годовой проект в подготовительной к школе группе тема: «В работе с семьей». Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники (подготовительной.

Характеристика общественного участия в управлении реализацией конкретной инновации на уровне образовательной организации Роль общественности Форма участия Функции общественности Технологии реализации Эффекты «управляющий» управляющий совет обеспечении реализации.

Инновации в детском саду: интеллект-карта на тему «Осень»Инновации в детском саду: интеллект-карта на тему «Осень» Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами,.

Инновации в процессе обучения и воспитания Инновации в процессе обучения и воспитания Доклад на педагогическом совете В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Проект: «Дорога добра» Тип проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный. Вид проекта: долгосрочный. Возраст: старшая,.

Проект по работе с семьей «Читаем всей семьей» Проект по работе с семьей. Тема: «Читаем всей семьей». Проблема, в необходимости создания и реализации проекта: Недостаточно уделяется внимание.

Отчет о работе кружка «Рисуем вместе» Самоотчет о проделанной работе в кружковой работе "Рисуем вместе" Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной.

Воспитание культуры речи при работе с семьей Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Взаимодействие с семьей Взаимодействие с семьей средняя группа «Чебурашка» Месяц Мероприятие Сентябрь 1. Родительское собрание на тему: «Психологические особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновации в работе с семьей в ДОУ
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 08:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновации в работе с семьей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Гульгина Хамитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД