Маркова Елена
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и содержание работы
с родителями детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Маркова Е. В., воспитатель
высшей категории
МАДОУ№5
г. Ковдор
Слайд2 “Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру». Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
Публикация «Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Не новость сегодня, что семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности. Дом, родители – это истоки, с которых берёт начало характер ребёнка, формируется ценность его как личности.
Слайд 3 Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Дети с ОВЗ – это особые дети. И семья, имеющая ребенка с ОВЗ – это семья повышенного риска, потому что она получила повышенную нагрузку. Это стресс, сложные отношения. Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок-инвалид - тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению.
Слайд 4 Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановлюсь на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и педагогов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский).
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, я определила общую цель педагогической работы с родителями : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе был поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Слайд 5 Была выработана общая концепция взаимодействия педагога и семьи:
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагог – профессиональный консультант, помощник и доверенное лицо родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.
Слайд 6 Формы организации педагогической помощи семье, имеющей детей с ОВЗ.
Информационно-аналитические
Досуговые
Познавательные
Наглядно-информационные
Слайд 7 Индивидуальные формы взаимодействия :
• диагностико-аналитическая работа
Наиболее распространенные методы диагностики – это анкетирование, опрос. Они позволяют выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкеты и опрос не дают возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
• Посещение семьи.
Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности.
• Консультации, беседы
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. В общении с родителями проявляю максимум тактичности. Подход такой: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Были проведены: «Двигательная активность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения», «Организация жизни аутичного ребенка в условиях семьи», «Особые дети – особое общение» и др.
• Переписка с родителями через электронную почту
У меня это «почтовый ящик доверия». Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Извещаю родителей о предстоящей совместной деятельности в группе, поздравляю с праздниками, днями рождения, даю советы и пожелания в воспитании детей.
• Создание группы в Контакте
Исходя из своего опыта, знаю, что молодые родители мало обращают внимание на информацию в бумажном варианте, предпочитая «зависать» в Интернете. Создала в Контакте группу, сделав подписчиками только родителей своих детей. Выкладываю фотографии и видео из жизни группы, консультации, объявления и т. д.
Слайд 8 Создание буклетов
- «Аутизм», «Когда ребёнку трудно», «Играем вместе с мамой», «Если Ваш ребёнок агрессивен», «Памятка для родителей детей с ОВЗ», «Развивайте память ребёнка»
• Домашнее фото и видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.
•
Слайд 9 Выполнение домашних заданий со своим ребёнком.
Групповые и коллективные формы :
• Родительское собрание
Слайд 10 Провожу их в нетрадиционной форме, обязательно за чашкой чая, используя различные методы активизации родителей : «Мозговой штурм», «Коллективная запись», «Список прилагательных и определений» Были проведены собрания в виде: «аукцион» - продажи полезных советов по теме «Как играть с ребёнком-аутистом», семинар-практикум «Как сохранить психологическое равновесие ребёнка с ОВЗ» совместно с учителем-дефектологом, «душевный разговор» по теме «Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна», на которое пригласила родителей детей с синдромом Дауна. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях» - писал классик Ф. Ларошфуко. Поэтому я на каждом собрании вручаю Благодарственные письма, Грамоты, Дипломы, Сертификаты родителям, цветы самым активным
• Родительские лектории, практикумы, тренинги.
Были проведены тренинги: «Взрослые и дети», «Общение с ребенком», «Покажи мне любовь»(Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка).
Слайд 11 Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ в форме круглого стола
Подготовка и проведение «круглых столов» всегда происходит с участием специалистов – учителя-дефектолога, учителя-логопеда и психолога. Наиболее эффективным направлением работы с детско-родительской группой, на мой взгляд, является игротерапия. Провела Класс родительского мастерства. «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ»
Слайд 12 Родительские уголки
«Это полезно знать» - права и льготы родителям с детьми-инвалидами, «Лист активности» - материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в саду, тематика рабочей недели, игры, советы, задания, фотомонтажи - «Хорошо у нас в саду», «Советуем прочитать», «Экран добрых дел».
Слайд 13,14,15 Совместные досуговые мероприятия
Выбрав несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с родителями проводили : Осенины, День Матери, Мини-проект «Мы вместе!» к Декаде Инвалидов, новый год, «Мой папа – лучший!», 8 Марта. Да, на подобных мероприятиях, глядя со стороны, видишь, порой, шум, беготню, суету. Но эффект от подобных мероприятий высочайший: родители увидели своего ребенка в новой для него роли, получили эстетическое наслаждение; их ребенка увидели другие родители; сам ребенок получил возможность социального общения и смог себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между мной и родителями
• Тематические консультации
Провожу в режиме он-лайн, используя Скайп. Было проведено 2 консультации: «Наказания и поощрения – за и против», «Как заниматься с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях»
Слайд 16, 17,18,19 Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. Родители моей группы участвовали: муниципальный конкурс «Любимое блюдо моей семьи», «Сундучок Деда Мороза» 1 место – семья Ибрагимовой Лейлы, 2 место – семья Глушнёва Саши; 1 интерактивный конкурс «Наряд для зелёной ёлочки» - 3 семьи, а украшение Дворникова Матвея участвовало в финале. В настоящее время семья Ибрагимовой Лейлы готовится рукописную книгу на XX Международный конкурс «Большой России малый уголок»
Благодаря использованию представленных форм работы с родителями, родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка. Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между детским садом и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и ДОУ.
Слайд 20 Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании с друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения «особого» ребёнка в большой мир. Взаимодействие родителей детей с ОВЗ и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Главное - не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – помочь «особому» ребёнку адаптироваться в большом мире.
Слайд 21 Спасибо за внимание!