Григорьева Алина
Инклюзивная готовность будущего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
Публикация «Инклюзивная готовность будущего воспитателя» размещена в разделах
Но широкое внедрение идеи инклюзии в образовательные учреждения России в значительной мере зависит от квалификации кадров, что требует внесения изменений в процесс подготовки будущих педагогов[1].
Актуальность данной работы обоснована существующим противоречием между социальным заказом на внедрение и реализацию инклюзивного образования в отечественной педагогической практике и недостатком квалифицированных педагогических кадров, способных осуществлять профессиональную деятельность в изменившихся образовательных условиях.
Исходя из существующего противоречия, была определена цель данной работы – провести теоретический анализ проблемы инклюзивной готовности будущего воспитателя.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе охарактеризована нормативная база инклюзивного дошкольного образования и современное состояние инклюзивной практики в ДОО. Был сделан вывод: инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России оно закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС и многих других нормативно-правовых документах. [2].
Во второй главе раскрыты теоретические аспекты готовности будущего воспитателя к инклюзивной практике.
Инклюзивную готовность (готовность к работе в условиях инклюзивного воспитания) мы определяем как сложное интегральное субъектное качество личности, которое позволяет успешно реализовывать профессиональные компетенции, которые включают такие структурные компоненты как: когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационный, отражающий триаду, лежащую в основе возможности выполнения любой деятельности: «надо – могу – хочу».[3] Содержание каждого компонента определяется рядом критериев и показателей. Состояние сформированной готовности помогает педагогу успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, умения, навыки, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при возникновении барьеров и препятствий. [4]
Исходя из положения, что современное образование - это развивающееся образование, в которой педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь, необходимо осознать, что процесс перемен в дошкольных учреждениях - это процесс перемен в педагоге, в его профессиональных взглядах, методах, подходах к решению организационных и учебных проблем и т. д. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер.
Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность [5].
Возникает вопрос: каково психологическое состояние будущих воспитателей и влияет ли оно на их готовность к инклюзивной практике? Мы предположили, что уровень их инклюзивной готовности имеет прямую зависимость от уровня эмоционального выгорания будущих воспитателей ДОО. Для проверки этой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, респонденты которого - студенты специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» Филиала ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж» в г. Азове – 15 человек. Исследование проходило в три этапа:
На первом этапе было проведено анкетирование, позволяющее объективно оценить степень овладения студентами каждым компонентом инклюзивной готовности. Исследование показало, что более половины респондентов
67% не считают очевидным тот факт, что дети с ОВЗ должны иметь доступ к обучению в обычных ДОУ. С точки зрения личностного критерия низкий уровень психологической компетентности продемонстрировали 76% респондентов (11 чел., и только 9,98% (3 чел.) - высокий уровень
Обобщая все полученные данные, можно сделать вывод о том, что в целом уровень инклюзивной готовности будущих воспитателей можно считать низким.
Далее нас интересовал вопрос: связаны ли эти показатели с уровнем эмоционального выгорания будущих воспитателей? Для проверки этого был проведен второй этап исследования и использован метод диагностики эмоционального выгорания авторы: К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой
По результатам диагностики был сделан вывод, что синдром эмоционального выгорания выявлен у всех респондентов (в разной степени). Низкий уровень эмоционального выгорания не был выявлен,
средний уровень – у 27% респондентов;
Высокий уровень – у 73% респондентов.
Далее, на третьем этапе исследования было проведено сравнение данных, полученных в ходе первого и второго этапов исследования. Было выявлено, что у 73% респондентов наблюдается корреляционная связь двух показателей – уровня инклюзивной культуры и уровня эмоционального выгорания. У респондентов с низким уровнем инклюзивной культуры был выявлен высокий уровень эмоционального выгорания. Т. о., можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень готовности к инклюзивной практике имеет прямую зависимость от уровня эмоционального выгорания воспитателей ДОО подтвердилась.
Но в целом, данное заключение может носить лишь условный характер, поскольку в рамках курсовой работы был использован малый инструментарий, малая выборка респондентов. Данная гипотеза нуждается в более объемной проверке. Факторов, влияющих на низкий уровень инклюзивной готовности будущих воспитателей, может быть несколько, и все они нуждаются в проверке.
Но мы убеждены, что материалы данной работы могут быть использованы воспитателями инклюзивных детских садов и будущими воспитателями в ходе подготовки к инклюзивной практике.