МААМ-картинки

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе»

Ольга Писковская
Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит настоящее и будущее наших детей.

В критические периоды происходит качественный скачок в жизни ребенка, в его развитии. Наступающий в конце дошкольного периода кризис семи лет совпадает с началом новой школьной жизни детей. Он и обеспечивает интересующую нас психологическую готовность к школе.

Публикация «Консультация „Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе“» размещена в разделах

Приходят ребята в школу. Те из них, кто был психологически готов к школе, успешно справляются со своими новыми обязанностями и требованиями школы, а кто не готов — испытывают постоянные трудности в учении и адаптации к школьной жизни.

Как можно на глаз определить, кто из детей психологически готов, а кто не готов к школе? Каков основной показатель готовности?

Сразу же можно сказать, что главным показателем 'готовности ребенка к школе является его отношение к школьному учению. Если он смог легко приспособиться к новым требованиям, если учеба дается ему относительно легко, если, начав учиться, он не только не потерял интерес к школе, а наоборот, этот интерес развился, то в этом случае можно с уверенностью сказать о полноценной психологической подготовленности ребенка к школе.

Но если ребёнок трудно приспосабливается к школьной жизни и ощущает трудности в учёбе, то это всё указывает на слабую психологическую готовность его к школе.

Можно выделить три основные сферы, где ребёнок может испытывать затруднения.

Первая группа трудностей связана с непониманием школьниками самой ситуации урока, истинного смысла вопросов учителя, его профессиональной роли.

И главная причина — в «неправильном» отношении школьников к учебной ситуации. Так, выслушав задачу, часть детей принимается за ее решение, но есть ребята, которые, едва дослушав условия (а иногда и не дослушав, поднимают руку и начинают отвлечённую беседу от учебной цели.

Ребёнок не осознаёт, что учитель — это не просто взрослый, который рассказывает интересную историю и предлагает «пообщаться» по ее поводу. Вся его деятельность подчинена задаче. дать знания детям, научить их. Непонимание этого затрудняет восприятие ребенком предложенного задания как учебной задачи, препятствует выделению учебной проблемы и, тем самым, процессу обучения. Такие дети могут помногу раз выслушивать объяснение способа решения задачи, но каждый раз, сталкиваясь с новой задачей, полностью ей аналогичной, попадают в тупик.

Вторая группа трудностей связана с недостаточным развитием у детей общения и способности взаимодействовать с другими детьми. Учебная деятельность, во всяком случае в ее начальных формах,— деятельность коллективная и предполагает интенсивное общение и совместную работу с другими учениками и учителем. Не все дети готовы к этому. Так, есть дети, которые могут работать только в том случае, если учитель обращается непосредственно к ним. В остальное время они внутренне отсутствуют на уроке. Родители таких ребят жалуются, что детям задают на дом то, что они не проходили в классе. Зачастую такие ученики имеют плохую оценку по поведению, так как из-за того, что они не способны следить за всем, что делается в классе. Их неусидчивость, плохое поведение на уроках и трудности в учёбе — это следствие недостаточного развития общения и способности взаимодействовать со сверстниками и работать в коллективе.

Третья группа трудностей связана со специфическим отношением дошкольников к самим себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Исследования того, как ребенок воспринимает и оценивает себя, показывают, что самооценка дошкольника почти всегда завышена. Это в полной мере относится и к продуктам его деятельности: «Мой рисунок самый интересный», «Моя поделка лучше всех» и т. д. В итоге такой ребёнок выслушивает замечания педагога и относится к ним отрицательно. Все эти три группы трудностей указывают на слабую психологическую готовность ребёнка к школе.

Соответственно и показатели психологической готовности к школе подразделяют на эти же три группы.

Итак, психологическая подготовка к школе — это не узкоспециализированная задача, направленная на приспособление детей к школьным требованиям, а органическая часть в системе учебно-воспитательной работы с дошкольниками. Следует особо подчеркнуть, что детство — не только подготовка к школе, да и ко всей последующей взрослой жизни, но уже сама жизнь ребенка. Детство самоценно само по себе, а не только как подготовка к чему-нибудь более «серьезному». От того, насколько счастливым и радостным было детство, зависит характер и весь склад личности взрослого человека. Фундамент нашей взрослой личности там, в детстве. Это и дорогие каждому воспоминания детства, и те ценности, которые в будущем станут основой жизненного пути.

Детство нуждается в охране и защите, в бережном, предельно чутком к нему отношении. Поэтому задача подготовки детей к школе должна решаться не сама по себе, а профессиональными средствами и методами.

Подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются особенности личности ребенка-дошкольника, если воспитатели и родители помнят, что ведущая деятельность этого периода — игра. Магистральную линию в подготовке к школе составляет подготовка детей к учебной деятельности. Формирование психологических пред-

посылок и основ этой деятельности происходит в дошкольном возрасте, хотя сама учебная деятельность складывается только на учебных занятиях. У дошкольников этой деятельности нет и быть не может, так как только к концу дошкольного детства возникают ее психологические предпосылки. Их формирование составляет содержание и суть психологической подготовки детей к школе.

Психологическая готовность к школе должна сложиться как естественный результат общего психического развития ребенка. К этому времени ведущая деятельность дошкольного возраста — игра уступает место ведущей учебной деятельности. Закономерно возникает вопрос — так что же, разве дошкольники не учатся, если у них нет учебной деятельности? Конечно, учатся, но совсем по-другому, чем школьники. Они играют и учатся, общаются и тем самым учатся, конструируют, лепят, рисуют, обучаются внутри этих деятельностей. Обучение в этом случае выступает как побочный результат, а вот в учебной деятельности это ее прямая цель. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, и дети прекрасно осознают, чем они заняты в школе.

Занятия в детском саду, к сожалению, часто бывают похожи на школьные уроки. Однако деятельность на занятиях должна качественно отличаться от той, что организуется в школе. Воспитатель не должен организовывать и направлять активность детей, контролировать и оценивать их деятельность. Иначе вся смысловая сторона деятельности принадлежит ему, а не детям.. Поэтому развивающий эффект от такого обучения близок к нулю.

Самое основное в учебной деятельности — это учебная задача. Для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к действительности. Так, если о дошкольнике можно сказать, что он «практик», то младший школьник — это уже «теоретик». Следует обратить внимание, что учебная задача, при всей ее теоретичности, решалась младшими школьниками не в умозрительном плане, не в отвлеченных рассуждениях и размышлениях, а в конкретных предметных действиях. Учебные действия — это второй компонент учебной деятельности.

Среди самих учебных действий выделяется особый класс, который может быть назван третьим компонентом учебной деятельности,— это действия самоконтроля и самооценки.

Нетрудно заметить связь трех компонентов учебной деятельности — учебной задачи, учебных действий, а также действий контроля и оценки с тремя сторонами психологической готовности детей к школьному обучению, а именно с отношением ребенка ко взрослому, к сверстникам и отношением к самому себе.

Последний вопрос, на котором следует остановиться,— это вопрос о том, какие изменения и новоприобретения в общении ребенка с окружающими обеспечивают возникновение психологической готовности к школьному обучению.

Действительно, в сфере общения ребенка к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Общаясь и взаимодействуя со взрослым, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, но и на определенные, сознательно принятые правила, нормы. задачи. В отношениях ребенка со сверстниками также наблюдаются качественные изменения. К концу дошкольного возраста ребенок может уже договариваться, сотрудничать со сверстниками, самостоятельно, -без помощи взрослого удерживать общую задачу, несмотря на то, совпадают или не совпадают интересы ребенка и его партнера. Он приобретает способность коллективного общения, умение в совместной деятельности устанавливать определенные, в том числе соревновательные, отношения с ними.

Третья сторона психологической готовности детей к школе относится к сфере самосознания личности. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе.

Младший школьник относится к себе иначе, чем дошкольник. И дело не только в том, что у него изменилась социальная позиция, что у него появились новые обязанности и новые права, новые вещи и новые занятия, новые знакомства и новые взаимоотношения. Также произошли и более глубокие изменения в сознании ребёнка, расширилась и его внутренняя жизнь, произошло осознание ранее не осознававшегося. Это отражается и в такой области проявления самосознания, как самооценка.

Дошкольнику трудно дать объективную оценку своих возможностей, результатов своей деятельности, своих «личностных» качеств. Когда дошкольника просят поставить на ступеньки нарисованной лестницы детей его группы по признаку «самый сильный»,«самый добрый» и т. д., то себя он, как правило, ставит на самую верхнюю ступеньку. Иная картина наблюдается в самооценках младших школьников. Они тоже ставят себя на лестнице выше ее середины, но теперь уже не на самую верхнюю ступеньку, а чуть ниже. Кроме того, появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Они уже не просто ставят себя на одну из верхних ступенек, но приводят какие-то аргументы в подтверждение этого. Эта тенденция исключительно важна для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты учения.

Таким образом, выделенные три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе — являются основными сторонами психологической готовности детей к школе. С ними связана сама возможность перехода к новой ведущей деятельности, они составляют психологические условия перехода от игры к учению.

Публикации по теме:

Физическая готовность ребенка к школе .

Формирование творческой личности ребёнка в условиях поликультурного пространства МордовииФормирование творческой личности ребёнка в условиях поликультурного пространства Мордовии Подготовили воспитатели: Белорунова С. В, Мудрецова Е. Ю. В рамках инновационной деятельности "Формирование творческой личности ребёнка в.

Консультация для воспитателей «Формирование личности ребёнка в процессе труда» Трудолюбие -очень сложное свойство личности, оно является скорее результатом, чем начальной стадией трудового воспитания. У ребёнка не может.

Консультация для родителей «Как определить готовность ребёнка к школе?» 1. Социально-психологическая готовность к школе: Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет.

Сказка как средство всестороннего развития и воспитания личности ребёнка В последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио,.

Психологическая готовность ребенка к школе Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Л. А.

Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка Известно, что одаренность и способности человека могут ярко проявиться в любом возрасте и самых разнообразных направлениях деятельности.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» На момент поступления в школу ребёнок может (умеет): 1)правильно произносить все звуки родного языка; 2)уметь выделить: - ударный гласный.

Театр как способ творческого развития личности ребёнкаТеатр как способ творческого развития личности ребёнка Театр один из ярких эмоциональных средств, формирующих эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение детей различными средствами:.

Развитие творческого потенциала личности ребёнка РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫПОЛНИЛА БОЛОТОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе»
Опубликовано: 30 января 2016 в 10:16
+127Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Писковская (УИ 246254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД