Ирина Бишенова
Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях реформирования системы образования проблема коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний, эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Коммуникативная готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Недостаточное развитие речевых средств у детей снижает уровень общения, способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности ребенка (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т. д.). Также недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать свое пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Ребенок который мало общается со сверстниками из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Отмечается и обратная зависимость - при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения, что препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации.
Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению старших дошкольников должно рассматриваться как целенаправленный процесс и результат дифференцированного коммуникативно-развивающего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности дошкольников с целью их качественного изменения, обеспечивающего старшим дошкольникам коммуникативную успешность их школьного обучения.
Организация среды общения должна осуществляться с позиций личностно- и коммуникативно - ориентированного образования, в соответствии с которыми отношения между педагогом и ребенком строятся как субъект-субъектные и ребенок занимает активную позицию субъекта процесса обучения и общения.
Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению дошкольников оказалось возможным благодаря использованию в системе коммуникативно-развивающего обучения комплекса педагогических условий, основу которого составили: ориентация на активную коммуникативно-речевую практику детей в процессе их общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности; поэтапное формирование положительной мотивации общения и адекватных социальным нормам форм коммуникативного поведения, непосредственно влияющих на выбор средств и форм общения, результаты коммуникативной деятельности; нормализация неречевых процессов, обеспечивающих коммуникативную готовность детей к школьному обучению.
Использование разнообразных приемов коммуникативно-развивающего воздействия таких как: диалог воспитателя с детьми, рассказы и сочинение историй, чтение художественных произведений, различные игры (дидактические, подвижные, народные, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование, имитационные упражнения, этюды, импровизации, моделирование и анализ заданной ситуации, экскурсии и другое,
позволяет обогатить детей знаниями и опытом социального взаимодействия и развить способности, необходимые для успешной реализации процесса общения и формирования коммуникативной готовности к школьному обучению.
В отличие от сложившего в традиционной методике мнения, о роли диалога на занятии как реактивной, ситуативной, непроизвольной речи, которая противопоставлена произвольному контекстовому связанному монологу, которая, раз она ситуативна и непроизвольна, подавляется формализованной учебно-дисциплинарной моделью детского сада, педагог имеет право и должен отбирать материал для организации диалога, отвечающего условиям и потребностям группы. Ребенку полезнее сказать две фразы под влиянием живого чувства, яркого впечатления, нежели вымученно составлять описанный рассказ. Не пересказывать всем известную сказку, а поиграть в нее, разыграть театральное действо, представление; не просто описывать предмет, который все видят, а загадывать загадку, описав один предмет из ряда аналогичных; не составлять рассказ на тему из коллективного опыта, а поделиться впечатлениями из собственного, личного опыта; не вымучивать развернутый монолог, а принять посильное участие в диалоге, пусть даже короткой репликой в форме неполного предложения.
Одним из способов развития коммуникативных способностей является - обучение детей основным операциям диалога с текстом.
Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранять в памяти текстовую информацию, умение сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл и т. д.
Здесь нам на помощь могут прийти игры и игровые упражнения.
Игры, направленные на формирование желания ребенка учиться, получать новые знания, мотивации к началу учебной работы.
Игра 1. «Услышь своё имя».
Цели: развитие умения слушать и слышать.
Количество играющих: 5-15 человек.
Материалы: мяч
Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребёнок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.
Комментарий: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребёнок не может его поймать. В таком случае, с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть чтение стихотворения, прыжки на одной ноге по кругу – всё зависит от участников.
Анализ игры:
-понравилась ли тебе игра?
-трудно ли было услышать свое имя?
-всегда ли ты его слышал?
-что мешало вовремя услышать свое имя?
-как ты думаешь, у всех детей было хорошее настроение?
-какое настроение было у тебя во время игры: радостное, грустное, печальное?
Игра 2. «Гонка мячей».
Цели: освоение навыков командного взаимодействия, развитие партнерских взаимоотношений.
Количество играющих: 6-16 человек.
Материалы: два разноцветных мяча
Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начинают бросать мячик членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит мяч раньше. Игру можно усложнить, если предложить такие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает команда, игроки которой первыми закончат бегать.
Комментарий: этой игре дети на практике осваивают навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого её участника.
Анализ игры:
— трудно ли было действовать в команде?
-что, на твой взгляд, было самым сложным?
-какое настроение у тебя сейчас?
-как ты считаешь, могла бы ваша команда выполнить задание лучше?
-что нужно сделать в следующий раз, чтобы команда действовала слаженно?
Игра 3. «Передай маску».
Цели: формирование умения распознавать и передавать эмоциональное состояние другого человека при помощи невербальных средств.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: дети садятся в круг. Педагог придает своему лицу особое выражение («одевает маску») и медленно поворачивает голову, чтобы у всех детей была возможность увидеть его выражение лица. Дальше он поворачивается к партнеру слева, который, в свою очередь, в точности повторяет это выражение на своем лице. Как только это получается, ребенок поворачивается налево, изменив при этом выражение лица на новое, близкое (или, наоборот, противоположное) по эмоциональному состоянию. Так же делают все остальные. Сначала ребенок повторяет выражение лица соседа справа, затем придумывает собственное выражение и «передает» соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.
Комментарии: в игре возможно расширение сюжета, введение каких-то дополнительных условий. Например, можно договориться, что прежде чем повторить маску, нужно назвать это эмоциональное состояние.
Анализ игры:
-трудно ли было «передавать» маску?
-что было сложнее: называть или «передавать» маску?
-какие маски вам больше нравятся?
-какую маску можно «надеть», разговаривая с другом?
Игра 4. «На мостике».
Цели: развитие умения называть эмоцию, эмоциональное состояние; подбирать близкие или противоположные по значению.
Количество играющих: две команды по 3-8 человек.
Материалы: мелки
Описание игры: взрослый предлагает пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик – полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу, друг другу идти одновременно два человека. На середине «мостика» один из игроков называет эмоцию или эмоциональное состояние, второй игрок, в ответ, называет противоположное. Если второй игрок ошибается, то он «падает в пропасть», а вместе с ним выбывает и первый игрок, потому что, когда он остался один, мостик перевернулся. Если второй игрок прав, то ребята аккуратно меняются местами и доходят до конца «мостика». Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарии: приступив к игре, дети каждой команды должны договориться о называемых эмоциях или эмоциональных состояниях. Игру можно варьировать. Например, игрок второй команды может называть не противоположное, а близкое названному, эмоциональное состояние. Или, например, педагог показывает одному из ребят изображение эмоционального состояния человека; ребенок называет это состояние или эмоцию, а игрок второй команды называет ситуацию, которая может вызвать данную эмоцию.
Анализ игры:
-сложно ли было двигаться по «мостику»?
-какие эмоции назывались чаще: положительные или отрицательные? Как вы думаете, почему?
-что было сложнее, назвать эмоцию или подобрать близкую (противоположную?
-какие из названных эмоций ты испытываешь чаще?
-нужно ли учитывать эмоциональное состояние другого человека, когда ты хочешь с ним поговорить, поиграть?
Игра 5. «Добрая и злая кошка».
Цели: развитие умения изобразить заданную эмоцию, гармонизация и стабилизация эмоциональной сферы ребенка
Количество играющих: 5-9 человек.
Материалы: музыкальный отрывок
Описание игры: взрослый предлагает изобразить злых кошек, затем добрых кошек (под спокойную музыку)
Комментарии: Игру можно варьировать. Например, педагог просит изобразить грустных кошек, скучных кошек, печальных и т. д. Но закончить игру необходимо изображением положительной эмоции.
Анализ игры:
-понравилось тебе быть кошкой?
-какой кошкой быть интереснее: веселой, грустной, печальной?
-как ты думаешь, что может порадовать грустную кошку?
— А как можно изменить состояние грустного друга? Что ты можешь сделать для этого?
Игра 6. «Азбука настроения»
Цели: знакомство с различными эмоциональными состояниями людей, развитие способности понимать это состояние и правильно называть его.
Количество играющих: 5-9 человек.
Материалы: наборы карточек (6 штук на одного ребенка) с изображением различных эмоциональных состояний.
Описание игры: играющие и ведущий садятся в круг. Ведущий предлагает каждому ребенку рассмотреть набор карточек (6 карточек вручается каждому ребенку). У детей нет одинаковых карточек. На каждой из карточек изображены различные эмоциональные состояния героев мультипликационных фильмов. Ведущий просит детей показать карточки, на которых персонаж радуется, обижен, огорчен и т. д.
Комментарии: в роли ведущего могут выступать и сами дети. Но начинать обязательно следует взрослому. Взрослый, назвав, 1-2 состояния и получив ответы, передает ход участнику слева, тот, в свою очередь, назвав состояние, передает ход следующему участнику. Вначале игры необходимо договориться о «тайном знаке», который используется для того, чтобы исправить возможные ошибочные ответы ребят.
Анализ игры:
-что понравилось тебе больше: называть состояние или показывать карточку с его изображением?
-карточки с изображением каких эмоциональных состояний тебе не понравились? Почему?
-ты старался называть какие эмоциональные состояния положительные или негативные?
И другие игры подобного плана.
Игровые упражнения, направленные на формирование умения получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение.
Игра 1. «Возьмите меня в игру».
Цели: развитие умения вступать в беседу.
Количество играющих: 8-16 человек.
Материалы: мяч
Описание игры: одна группа детей играет в мяч; перебрасывают мяч друг другу, сидя или стоя в кругу. Вторая группа детей сидит в стороне. По сигналу педагога, один из сидящих детей подходит к детям, играющим в кругу, и громко просит: «Пожалуйста, примите меня в игру». Дети подвигаются, уступая место, ребёнок встает в круг. Упражнение делают все дети по очереди.
Комментарий: игру можно усложнить, добавив дополнительные правила. Например, при перебрасывании мяча, дети могут называть качества людей, с которыми им легко общаться. А ребенок, претендующий на место в игре, должен назвать свои качества, которые нужны для игры.
Анализ игры:
-понравилась ли тебе игра?
-трудно ли было попросить ребят?
-боялся ли ты, что ребята не примут тебя в игру?
-как ты думаешь, у всех детей было хорошее настроение?
-какое настроение было у тебя во время игры: радостное, грустное, печальное?
Игра 2. «Сороконожка».
Цели: формирование умения действовать в команде, развитие умения слушать и слышать.
Количество играющих: 5-10 человек.
Описание игры: дети встают друг за другом, держась за талию стоящего впереди ребенка. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперёд, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих: не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.
Анализ игры:
-понравилась ли тебе игра?
-трудно ли было сохранить Сороконожку в целости?
-всегда ли у тебя это получалось?
-как ты думаешь, у всех детей было хорошее настроение во время игры?
-какое настроение было у тебя во время игры: радостное, грустное, печальное?
Игра 3. «Совет волшебников».
Цели: развитие умения вести диалог, получать информацию.
Количество играющих: 5-10 человек.
Описание игры: дети и ведущий сидят в кругу. Ведущий рассказывает про мальчика, с которым никто не хотел играть. Но однажды мальчик встретил доброго волшебника, и тот дал ему хороший совет. Каждый ребёнок придумывает и говорит, что посоветовал волшебник и как мальчик воспользовался этим советом.
Комментарий: ведущий может усложнить игру, распределив роли волшебников и мальчиков между детьми. Дети должны проиграть ситуацию встречи с волшебником. В этом случае, детей должно быть меньше, не более 8 человек.
Анализ игры:
-сразу ли ты придумал, что сказал волшебник мальчику?
-совет какого волшебника тебе очень понравился?
-всегда ли тебе хочется играть с другими детьми?
-всегда ли дети хотят играть с тобой?
-какими советами ты можешь воспользоваться?
Игра 4. «Придумаю и нарисую правила игры».
Цели: формирование умения вырабатывать, предлагать друзьям, обсуждать и соблюдать групповые нормы и правила.
Количество играющих: 5-7 человек.
Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши.
Описание игры: ведущий предлагает детям придумать такие правила игры, чтобы никто не ссорился. Например: «Водить должны все по очереди», «Нельзя перебивать друг друга» и др. Затем дети рисуют (или просто озвучивают) эти правила. Рисунки демонстрируются в группе, обсуждаются те правила, которые дети изобразили. При обсуждении доказывается важность, необходимость соблюдения правила. Рисунки остаются на выставке в группе. Дети, показав на рисунок, могут невербально напомнить друг другу о правилах.
Комментарий: в ходе обсуждения ведущий напоминает об основных правилах диалога: выслушивать друг друга, не перебивать, стараться аргументировано отстаивать свою позицию. Свое высказывание каждый ребенок, начинает словами: «Я согласен (не согласен) с правилом Кати, потому что…Я тоже предлагаю свое правило.»
Анализ игры:
-сложно ли соблюдать правила в игре?
-как правильно напомнить другому человеку о соблюдении игровых правил?
-понравилось ли тебе рассказывать о правиле, которое ты изобразил?
-было ли тебе обидно, когда ребята не соглашались с твоим правилом?
-какие правила ты считаешь самыми важными?
Игра 5. «Что ты можешь предложить?».
Цели: развитие умения организовывать новую игру, распределять роли между собой; конструктивно решать конфликтные ситуации, возникающие при распределении ролей.
Количество играющих: 3-9 человек.
Материалы: кубики, мячи, куклы для кукольного театра.
Описание игры: ведущий предлагает детям кубики, мячи, кукол для кукольного театра, и спрашивает: «Во что можно с этим поиграть?». Дети по очереди предлагают игры. Выбрав одну из игр, предложенных детьми, ведущий наблюдает за распределением ролей, помогает при определении правил игры, направляет ребят на конструктивное взаимодействие.
Комментарий: роль ведущего становится менее значимой по мере овладения детьми способами конструктивного взаимодействия.
Анализ игры:
-понравилась ли тебе игра, которую вы придумали?
-со всеми правилами игры ты был согласен?
-какие правила ты предложил?
-услышали ребята твои правила?
-ты играл ту роль, которую хотел?
-если бы ты был ведущим в игре, какие правила ты бы убрал?
-возникали ли у тебя споры с другими ребятами по ходу игры?
-как вы решали свои споры?
Игра 6. «Человек плачет».
Цели: развитие эмпатии, умения адекватного восприятия партнера, умения вести диалог и получать информацию.
Количество играющих: 5-7 человек.
Материалы: пуфики или подушки
Описание игры: ребёнок лежит на подушке, и делает вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети по очереди.
Комментарий: ведущий, при необходимости, помогает при подборе утешительных слов.
Анализ игры:
-что или кто может вызвать слезы у человека?
-какие слова, по-твоему, самые главные для плачущего человека?
-какие эмоции ты испытываешь, видя плачущего человека?
-случалось ли так, что кто-то плакал по твоей вине?
-можешь ли ты сделать так, чтобы твоя мама никогда не плакала? Что именно ты можешь сделать?
Игра 7. «Рука дружбы».
Цели: развитие рефлексии, освоение детьми приемов самопрезентации и позитивной обратной связи.
Количество играющих: 5-9 человек.
Описание игры: дети стоят в кругу. Водящий протягивает ребенку руку, ребенок — другому ребенку, другой – третьему и т. д. Когда все дети взялись за руки, сказать хором: «Давай дружить!».
Комментарий: водящий может подавать руку со словами: «Я — добрый. Давай дружить». Следующий участник, принимает рукопожатие, отвечает: «Да, ты добрый. Давай дружить» и протягивает руку следующему ребенку со словами «Я — веселый. Давай дружить» и так далее. Заключительное слово-ведущего, который еще раз называет качества детей, которые они считают необходимыми для крепкой дружбы.
Анализ игры:
-понравилась игра?
-какие качества, на твой взгляд, помогают дружбе, а какие — мешают?
-легко или сложно было говорить хорошее о себе?
-часто ли ты слышишь похвалу в свой адрес?
-каким нужно быть другом, чтобы получать похвалу?
Игровые ситуации и ролевые игры, направленные на формирование навыка сотрудничества, умения понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые.
Описание игровых ситуаций: все игровые ситуации разыгрываются детьми от имени пальчиковых кукол. Взрослый комментирует ситуации, помогает детям при моделировании конструктивных диалогов. Прежде, чем разыгрывать любую ситуацию, педагог спрашивает детей о том, какие роли они хотят сыграть, а затем раздаёт кукол. На первых этапах организации игры, педагог объясняет детям, что от них требуется. Он спрашивает, например, «Как будет вести себя зайчик, который всего боится?» и т. д. Каждый ребёнок, по условиям игры, должен произнести несколько реплик. Если он не может придумать реплику, то ему следует обратиться за помощью к другим ребятам или педагогу. Но он, обязательно, должен повторить эту реплику. Надо предоставить всем детям возможность побывать в разных ролях.
Игровая ситуация 1. Куклы поссорились
Цели: освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие умений разрешения конфликтной ситуации.
Количество играющих: 2 и более человек.
Анализ игровой ситуации:
-почему поссорились куклы?
-можно ли было решить спор без ссоры? Каким образом?
-возникают ли у тебя споры с ребятами?
—как ты думаешь, почему некоторые ребята начинают драться при споре?
-можно ли обойтись без драк?
Игровая ситуация 2. Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть, остальные куклы пытаются разрешить ситуацию.
Цели: развитие умения вступать в диалог, полилог, учитывая при этом эмоциональное состояние партнера по взаимодействию
Количество играющих: 4-6 человек
Анализ игровой ситуации:
-на что обиделась кукла?
-что ты делал, чтобы кукла простила тебя?
-как быстро простила тебя кукла?
Игровая ситуация 3. Одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет делиться, остальные просят игрушку
Цели: развитие умения бесконфликтного взаимодействия с другими людьми.
Количество играющих: 6-9 человек.
Анализ игровой ситуации:
-как можно назвать человека, который ни с кем не хочет делиться?
-жалко ли тебе делиться своими игрушками?
-после каких слов кукла поделилась с вами?
Игровая ситуация 4. Одна из кукол ссорится с другими куклами, щиплет. Остальные пытаются ее «урезонить».
Цели: развитие умения конструктивного разрешения конфликта.
Количество играющих: 6-9 человек.
Анализ игровой ситуации:
-почему кукла так себя вела?
-понравилось ли тебе ее поведение? Почему?
-как ты пытался изменить ситуацию?
-тебе пришлось защищаться или ты смог убедить куклу изменить свое поведение?
Игровая ситуация 5. Одна из кукол боится делать прививки. Остальные пытаются убедить ее, что это не страшно.
Цели: развитие умения учитывать эмоциональное состояние при взаимодействии, назвать его.
Количество играющих: 4-7 детей.
Анализ игровой ситуации:
-какое чувство испытывала кукла? Почему?
— как вы распознали это эмоциональное состояние?
-от чего тебе может быть страшно?
-как ты борешься со своим страхом?
-удалось ли тебе убедить куклу?
-какие слова ты произносил, чтобы ее убедить?
Игровая ситуация 6. Одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что в темноте ничего страшного нет
Цели: развитие умения убежать партнера по взаимодействию, аргументировать свою точку зрения.
Количество играющих: 4-6 детей.
Анализ игровой ситуации:
-какое чувство испытывала кукла? Почему это чувство возникло?
— как ты понял, что кукла боится темноты?
-а ты боишься темноты?
-как ты борешься со своим страхом?
-удалось ли тебе убедить куклу?
-какие слова ты произносил, чтобы ее убедить?
Игровая ситуация 7. Одна из кукол заблудилась в лесу. Она вступает в диалог с лесными жителями, которые помогают найти дорогу домой.
Цели: развитие умения первым вступать в коммуникативный контакт, правильно высказывать просьбу, внимательно выслушивать монолог другого человека и использовать полученную информацию.
Количество играющих: 5-7 человек.
Анализ игровой ситуации:
-было ли кукле страшно в лесу?
-все ли лесные жители откликнулись на просьбу куклы?
-как кукла пыталась узнать дорогу домой?
-легко ли тебе спрашивать что-либо у незнакомого человека?
-какие слова нужно произнести, чтобы тебе ответили на вопрос?
Игры и игровые ситуации можно моделировать в зависимости от имеющихся проблем в группе.