Татьяна Прохорова
Информационный час «Нехимическая зависимость: игромания, компьютерные игры» в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
сформировать у обучающихся представление о проблеме игромании;
ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет – зависимости;
развивать у обучающихся осознанное понимание существующей проблемы;
воспитывать нравственную культуру обучающихся;
формировать положительное отношение к живому общению.
Ход мероприятия:
I. Организация начала занятия.
II.Вступительная часть.
Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.
Публикация «Информационный час „Нехимическая зависимость: игромания, компьютерные игры“ в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Мой друг - компьютер
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?
- Вы считаете, что компьютер ваш друг? (ответы детей)
- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?
- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?
Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка).
III.Основная часть.
Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого за-ключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная нар-котической или алкогольной зависимости, при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить ал-когольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.
Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть, когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного "отключения" здравого смысла, то это именно зависимость– игромания.
Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного вре-мени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом. В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид раз-влечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что по-зволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семь-ей и участвовать в общественной жизни. Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна. При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обя-зательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не су-ществует ничего, кроме игры.
Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтроли-руемых позыв к игре.
Компьютерная игромания – это уход от реальности в киберпространство, из-менение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одер-жимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реально-стью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой суще-ствования.
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть :
-Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
-Недостаток внимания со стороны родителей.
-Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудно-сти в общении.
-Склонность к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
-Желание быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
-Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не свя-занных с компьютером.
Опасности компьютерной зависимости :
Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для обще-ния.
На первых порах компьютер может компенсировать дефицит общения, за-тем это общение может стать не нужным вовсе.
В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем.
Подросток может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бес-сонницу, проблемы с осанкой.
Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной ги-гиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компью-тера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая дру-гая традиционная зависимость : курение, наркотики, алкоголь, игра на день-ги.
Физиологические симптомы игромании :
• Сухость глаз;
• Бледность кожных покровов, анемия;
• Боли в спине, искривление позвоночника;
• Головные боли;
• Бессонница;
• Истощение, голодание;
• Ускорение обмена веществ;
• Учащение сердцебиения и пульса.
Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни.
Геймеры - могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые ин-тересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.
Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек пере-стаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доми-нирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.
В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир вос-принимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей сте-пени страдает когнитивная сфера игромана : рассеивается внимание, притор-маживается мышление, искажается память.
Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой.
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом из-вне на «своего» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководи-тельские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры : аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Когда стоит задуматься?
Психологи разработали список тревожных симптомов:
- навязчивое желание проверить свою электронную почту;
- постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам дея-тельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга по-иска информации в Сети или веб-серфинг);
- нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компь-ютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т. ч. игр, так и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу прове-дения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пи-щей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
Если перечисленные пункты вам знакомы, тогда, пожалуй, настала пора подумать о глубине проблемы и о способах ее решения.
V. Практическая часть:
Предлагаю всем пройти тест «Есть ли у вас зависимость от компьюте-ра?» За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл. За ответ «Нет» – 0 баллов.
1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон. (Да –Нет)
2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за ком-пьютером.
3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьюте-ром, когда вам приходится отлучаться от него.
4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере происходит сбой.
5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей.
6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противо-речащий вашей морали и ценностям.
7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные.
8. Вы уверены, что Интернет – это «другая» реальность, и вам там комфорт-нее, чем в реальном мире.
9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за ком-пьютером, чем поделиться эмоциями с друзьями.
Результаты.
Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обяза-тельно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компью-тер может вам нанести.
VI. Заключительное слово.
В итоге, хочу сказать, что игры – это безусловно, важная часть современного общества и несёт в себе массу минусов и плюсов, поэтому жизненно важно «правильно» играть в игры. То есть, не перенапрягать себя, не уделять иг-рам много времени и получать, по возможности, знания и развивать свой кругозор. К сожалению, многие неправильно воспринимают игры и просто чересчур увлекаются ими, хотя, по своей сути, игры — это всего лишь раз-влечение, никогда не забывайте этого.