МААМ-картинки

Информационные технологии в работе учителя-логопеда

Корнеева Юлия
Информационные технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Информационные технологии (ИТ) – это технологии обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Возникновение и развитие ИТ в российской системе образования сопровождается новыми явлениями:

• значительное ускорение обмена управленческой и образовательной информацией;

• появление новых технологий мониторинга качества образования и управления качеством;

• появление автоматизированных систем обучения и контроля знаний;

• появление тенденций «поручения» компьютеру обучения детей и взрослых;

Публикация «Информационные технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

• увеличение объема необходимых педагогу специальных знаний.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям.

Методологическую основу проекта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р. Е. Левина, А. Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, И. А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О. И. Кукушкина).

Направления компьютеризации в работе учителя-логопеда

1. Применение интерактивных и демонстрационных информационных технологий в профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

2. Создание базы данных психофизиологических особенностей учащихся начальной школы и ее использование для фиксирования и обобщения результатов мониторинга языковых способностей детей с 1 по 4 класс.

Цели применения информационных технологий :

• повышение учебной мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков;

• интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

Задачи:

• исследовать рынок компьютерных обучающих и коррекционных программ и технологий;

• отобрать программы, наиболее приемлемые в логопедической работе;

разработать демонстрационные материалы для использования в коррекционных программах;

• создать базу данных речевого развития учащихся начальной школы;

разработать контрольно-измерительные материалы для мониторинга развития навыков письма и чтения;

разработать электронно-информационную среду («Речевая карта») для фиксирования результатов измерений и динамики развития речевых способностей обучающихся.

Обзор компьютерных обучающих и коррекционно-развивающих программ

Желание изменить, сделать работу логопеда более эффективной побудило провести анализ существующих развивающих компьютерных программ для детей (в том числе для детей с нарушениями в развитии). На сегодняшний день Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo»», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Новые средства развития письменной речи, основанные на применении информационных технологий», «Видимая речь».

В общеобразовательных школах уже используются специализированные программы:

• логопедический тренажер «Дэльфа-142», который вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Кроме того, он включает в себя принципиально новые упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника, в том числе тренажер может быть успешно использован в системе упражнений по коррекции письменной формы речи;

• программа «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции следующих аспектов произносительной стороны речи: речевого дыхания, интенсивности голоса, логоритмической структуры речи, звукового анализа слов;

• программа «Грамотей», позволяющая детям за более короткий промежуток времени овладеть основными навыками звукового и слогового анализа слов, приобрести умение осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры.

В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов качественной индивидуализации обучения возникла необходимость расширить круг используемых компьютерных программ за счет неспециализированных обучающих и развивающих комплексов. Наиболее приемлемыми в работе с детьми-логопатами оказались:

• программный модуль «Семейный наставник» (ООО ИнисСофт, предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях. Систематическое использование программно – методического комплекса «Семейный наставник» позволяет интенсифицировать, индивидуализировать, дифференцировать процесс обучения орфографии, реализуя при этом идеи развивающего обучения, принципы системности, активности, поэтапного преодоления трудностей, связи теории с практикой.

• проект “Развитие творческих способностей на основе информационных технологий” – СИРС (автор Буров А. Н., в котором представлены необходимые в коррекции нарушений письма и чтения разделы: 1 - автоматизированное рабочее место логопеда – интерактивная обучающая среда для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия. 2 - подсистемы «Развитие памяти» и «Навыки классификации знаний», при помощи которых развиваются интеллектуальные способности. 3 – раздел "Пространственное мышление", где используется стандартный подход, связанный с поэтапным формированием умственных действий: развиваются пространственные представления в результате последовательности из нескольких умственных операций, связанных с преобразованием в пространстве.

• программа SST QuickRead предназначена для быстрого чтения текстов. Метод, использованный в программе, заключается в последовательном показе слов крупным шрифтом в центре экрана. Этот метод позволяет заметно увеличить скорость чтения за счет исключения движения глаз по строке.

• демонстрационные презентации, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint, которые дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным географическим объектам, историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов и т. д.

Включение информационных технологий в групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие программы

Основные трудности на первом этапе обучения письму и чтению обусловлены: фонематическим недоразвитием речи, несформированностью процессов анализа и синтеза звукового состава слова, недостаточностью грамматических представлений и низким объёмом словарного запаса. Наиболее эффективными в такой работе показали себя программы: логопедический тренажер «Дэльфа-142», читалка «SST QuickRead», а также модуль «Семейный наставник - русский язык». Задания и тесты из этих программ включены в коррекционно-развивающую программу «Развитие функционального базиса навыков письма и чтения» для учащихся 1 класса.

Для развития фонематических представлений используются, например, такие задания:

• выберите слово, в котором есть звук Г или К («Дэльфа-142»);

• прослушайте и выберите слова с шипящими согласными («Семейный наставник»).

Для того чтобы сформировать навык звуко-буквенного анализа, детям предлагаются задания:

• Какой согласный звук есть в слове? Сколько гласных/согласных в слове? Есть ли среди… (данных слов) слова с первыми гласными/согласными? («Семейный наставник»);

Чтобы автоматизировать чтение языковых единиц (буква, слог, слово) применяется разный скоростной режим и тексты различной сложности в программе SST QuickRead.

Групповая коррекционная работа требует обобщенного подхода к исправлению вербальных нарушений, таких как:

• аграмматизмы;

• недостаточность словарного запаса и лексических ассоциаций;

• трудность в применении орфографических правил, поэтому демонстрационные презентации PowerPoint, диагностический и контрольный материал модуля «Семейный наставник» являются частью программы «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии» для 2-3 классов.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого урока. Они бывают нескольких видов:

• иллюстрация в виде фотографии или рисунка;

• текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;

• письменные задания и образцы их выполнения.

Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Для контроля за усвоением темы используется программно-методический комплекс «Семейный наставник - русский язык». Уроки-тесты завершают изучение темы. Учащиеся выполняют работу с текстом диктанта – вставляют пропущенные буквы, запоминают написание трудных или незнакомых слов. Затем слушают, как диктор читает текст, и записывают предложения. Это разнообразит слуховые впечатления детей и снимает тревожность при письме под диктовку.

Теоретические знания учащихся проверяются диагностическим тестом. Дети с помощью логопеда читают вопрос, самостоятельно осознают его и записывают ответ.

В коррекционной программе используются и игровые моменты, предлагаемые программой «Семейный наставник». Для повышения мотивации к изучению русского языка, снижению эмоциональной нагрузки, а также для контроля за состоянием словарного запаса применяются задания, в которых нужно к рисунку подобрать и записать соответствующее слово, отгадать загадку.

В индивидуальной работе применение информационных технологий более разнообразно. В зависимости от структуры дефекта используется сочетание развивающих и коррекционных технологий. Так для расширения объёма зрительной памяти, развития пространственных представлений, формирования умственных действий при решении лексических задач используется «СИРС – развитие памяти и внимания». Для исправления нарушения звукопроизношения – «Дэльфа – 142» и «СИРС – рабочее место логопеда». Для коррекции нарушения чтения – «СИРС – быстрое чтение» и программа «SST QuickRead».

Таким образом, применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий повышает эффективность и качество логопедических занятий и является перспективным направлением развития коррекционной педагогики.

Создание и использование электронно-информационной среды «Речевая карта»

Следующим направлением в компьютеризации работы логопеда является созданием электронной информационной среды в приложении Microsoft Access (База данных – «Речевая карта», обеспечивающей автоматизацию функций пользователя и позволяющей оперативно удовлетворять информационные и вычислительные запросы. «Речевая карта» представляет собой программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации работ по подготовке, преобразованию, редактированию цифровой и текстовой информации, выполнения необходимых запросов и отчетов.

Создание электронной информационной среды «Речевая карта» предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на средства вычислительной техники. Логопед выполняет только определенную часть ручных операций, требующих творческого подхода, и принимает решения, используя выходную информацию. При этом пользователь вносит необходимые изменения в значения параметров и исходные данные. «Речевая карта» как инструмент рационализации и интенсификации деятельности логопеда обеспечивает в автоматизированном режиме информационно-справочное обслуживание, учет и анализ состава обучаемых, реализацию отдельных задач прогнозного характера, фиксирование динамики коррекционного процесса.

«Речевая карта» является приложением к коррекционно-развивающей групповой или индивидуальной программе и содержит информацию необходимую логопеду для мониторинга процесса обучения. Она содержит:

• анкетные данные (фамилия, имя, класс) и временные параметры обучения;

• сведения анамнестического характера (логопедический диагноз при поступлении в школу, результат диагностики письма, динамика обучения письму и чтению в прошлом учебном году и т. д.);

информацию о коррекционной программе и критериях результативности (таблица 1);

• количественные показатели срезов ЗУН по коррекционной программе, отметки по чтению и контрольным диктантам за четверть, логопедическое заключение о характере нарушений письма.

Заключительным этапом в работе с «Речевой картой» является занесение сведений о завершении обучения или продолжении работы с данным учащимся.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Они способствуют развитию у обучающихся:

• формированию мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);

• развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;

• развитию творческих способностей;

• формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• преодоления негативных качеств формирующегося характера.

Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании информационных технологий, благотворно влияют на развитие полноценной речи обучающихся.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационные технологии в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 13:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационные технологии в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Корнеева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД