Папки-передвижки

Информационные ресурсы педагога, способствующие организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ

Татьяна Шерстнева
Информационные ресурсы педагога, способствующие организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов и специалистов образовательных организаций как условию эффективности психолого - педагогического и медико - социального сопровождения детей с ОВЗ в образовательном пространстве.

Представляю опыт работы, выступление на Республиканской научно - практической конференции.

"Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти»

(Оноре де Бальзак)

Публикация «Информационные ресурсы педагога, способствующие организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Ресурсы определяют как запасы, источники чего – то.

В конце XX века возникает понятие «информационные ресурсы».

Развитие мировых информационных ресурсов позволило образовать всевозможные базы данных ресурсов и повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений за счет своевременного использования необходимой информации.

В современных условиях огромное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современному образованию: это и обновленное содержание образования и интеграция информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Разработка и реализация принимаемых решений предполагает обладание информацией – отбираемой, систематизируемой и анализируемой в течение всего времени деятельности. Без информации невозможно разработать стратегию.

Информационный ресурс – это, по сути, фундамент, на котором строится вся работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, включающий в себя методический, социально – правовой и образовательный ресурсы.

В работе с информационными ресурсами необходимо делать акцент на соблюдение следующих принципов:

1. компетентность (педагог должен обладать профессиональными компетенциями, чтобы передать их ребенку);

2. научность (опора на научные достижения и разработки);

3. партнерские отношения с ребенком (должна быть открытость специалиста и исключение из общения негативных чувств неприятия и раздражения);

4. личностно – ориентированный подход, свидетельствующий о том, что общение с ребенком с ОВЗ необходимо выстраивать через понятные и знакомые формы.

Виды ресурсов, используемые при работе с детьми с ОВЗ в нашем учреждении:

- информационные (информация о симптоматике речевых нарушений, заболеваниях ЦНС, связанных с нарушениями ОДА, поведенческих расстройствах, множественных нарушениях в развитии; методах лечения, воспитания, обучения с учётом передового отечественного и зарубежного опыта; информация, касающаяся вопросов инвалидности; библиотека: специализированная литература и публикации);

- методические (методические материалы, знания и информация о современных инновационных методиках развития детей с различными нарушениями в развитии);

- социально-правовые (нормативно – правовая база в системе специального обучения и воспитания; правовая информация по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями развития; помощь в заполнении документов; налаживание контактов с различными учреждениями и общественными ресурсами);

- фонд развивающих игр и оборудования (современные игры и развивающие пособия, интерактивные игрушки, детские обучающие компьютеры; яркие иллюстративные материалы и мн. др.).

В образовательной информационной среде прослеживается единство 4 – х функций при организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ : диагностика проблемы - информация о проблеме и путях её решения - консультация на этапе принятия решения с разработкой плана решения проблемы - помощь на этапе решения проблемы.

Готовых путей никто не предложит, поэтому каждому специалисту необходимо выбрать свой собственный путь.

В своей логокоррекционной работе с детьми с ОВЗ применяю информационнокоммуникативные технологии в различных направлениях:

1. Диагностика и коррекция речевых нарушений.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития. Знание сложной структуры нарушения позволяет выделить общедидактические и коррекционные задачи, решаемые в органическом единстве.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ: проведение непрерывного мониторинга за становлением и развитием познавательной деятельности ребенка; создание особой образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС ребенка; комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ командой специалистов ДОУ. Пример: рабочая программа учителя логопеда, индивидуальные программы для детей со сложной структурой нарушения; проведение мониторинга работы, составление графиков и диаграмм.

Огромную помощь при разработке программ оказывает информационный портал «Коллекция цифровых и электронных образовательных ресурсов», в частности «Ресурсы в помощь педагогам – психологам, учителям логопедам».

У детей с ОВЗ наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии.

У компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Пример: используется специализированная компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Собрана большая коллекция обучающих презентаций (часть из них закачаны из интернета, а также использованы материалы курсов повышения квалификации).

Презентационные материалы применяются для развития слухового внимания; автоматизации и дифференциации поставленных звуков; развития фонематического восприятия; навыков звукового анализа и синтеза; усвоения лексических тем; грамматических составляющих; развития связной речи и познавательных способностей. Также созданы собственные игры – презентации для демонстрации на компьютере. Игры на слайдах повышают мотивацию детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).

Самостоятельный подбор современного иллюстративного и речевого материала – это совершенно новый уровень реализации принципа научности (замена нарисованным картинкам и т. п., позволяющий демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни. Пример: (размер медведя и зайца).

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий коррекционной работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации.

2. Работа с коллегами.

Информационные ресурсы создают условия для профессионального роста и саморазвития. На современном этапе это еще и использование информационных интернет – ресурсов (обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях).

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступных педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода. Как пример: создание своего блога на международном образовательном портале Maam.ru

То есть появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов, обмене педагогическими идеями.

3. Работа с родителями.

Информационный ресурс для родителей – это ресурс помощи. Самостоятельное создание памяток, буклетов и других документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим размещением на информационном стенде детского сада, в группах и на интернет – сайте учреждения.

4. Методическая работа.

Основная задача при формировании информационного пространства – создание логически понятной классификации хранящегося материала, облегчающей работу с ним и дающей возможности быстрого доступа к нужному документу.

Сохранение личных методических наработок через создание большого количества картотек (как в печатном, так и в электронном виде).

Систематизированы диагностические материалы, документация (годовые планы, отчеты, ПМПК и др.) в электронном виде. Проделана большая работа по созданию электронного планирования индивидуальной работы.

Неоценимую роль играет библиотека нашего образовательного учреждения с периодическими изданиями, включающие в себя разделы по специальной психологии и коррекционной педагогике (журналы «Коррекционная педагогика», «Логопед», «Обруч», «Справочник педагога – психолога и др.) и собственная база методических материалов по сопровождающему обучению ребенка с ОВЗ.

Использование современных информационных ресурсов позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка с ОВЗ достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребенка, но и для педагога.

Новшество не является обязательно чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Библиографический список:

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004.№2.

2. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. – Л., 2006. - №6(13).

3. Мировые и отечественные информационные ресурсы / Научно – информационный библиотечный центр им. академика Л. И. Абалкина.

4. Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования : научно – методический сборник /Коржачкина О. М. – М. : Глосса – Пресс, 2010.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности Консультация для педагогов Тема: «Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности».

Информационные ресурсы в ДОУ на занятиях по ПДД Содержание Введение….…3 1. Информационные ресурсы в ДОУ …. 4 1.1 Возникновение информационных.

Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев • Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные преодолеть.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экономике в подготовительной группе «Производители и ресурсы» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами. Стенд «Секреты взаимопонимания»Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами. Стенд «Секреты взаимопонимания» Повышение уровня сотрудничества, взаимодействия с родителями и педагогами я осуществляю через вовлечение их в различные формы совместной.

Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.

Статья «Открытость детского сада в организации проектной деятельности педагога». Подготовила: Шаронова Анастасия Геннадьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымского района» В основе новой концепции.

Творческая группа «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ»Творческая группа «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ» Для повышения компетентности педагогов по данной теме мы создали творческую группу «Использование ИКТ для организации деятельности педагога.

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Учет возрастных особенностей детей.

Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности» Суть педагогического мастерства – это своеобразная совокупность личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней подготовки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационные ресурсы педагога, способствующие организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 19:37
+96Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационные ресурсы педагога, способствующие организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шерстнева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД