Татьяна Шерстнева
Информационные ресурсы педагога, способствующие организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов и специалистов образовательных организаций как условию эффективности психолого - педагогического и медико - социального сопровождения детей с ОВЗ в образовательном пространстве.
Представляю опыт работы, выступление на Республиканской научно - практической конференции.
"Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти»
(Оноре де Бальзак)
Публикация «Информационные ресурсы педагога, способствующие организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Ресурсы определяют как запасы, источники чего – то.
В конце XX века возникает понятие «информационные ресурсы».
Развитие мировых информационных ресурсов позволило образовать всевозможные базы данных ресурсов и повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений за счет своевременного использования необходимой информации.
В современных условиях огромное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современному образованию: это и обновленное содержание образования и интеграция информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Разработка и реализация принимаемых решений предполагает обладание информацией – отбираемой, систематизируемой и анализируемой в течение всего времени деятельности. Без информации невозможно разработать стратегию.
Информационный ресурс – это, по сути, фундамент, на котором строится вся работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, включающий в себя методический, социально – правовой и образовательный ресурсы.
В работе с информационными ресурсами необходимо делать акцент на соблюдение следующих принципов:
1. компетентность (педагог должен обладать профессиональными компетенциями, чтобы передать их ребенку);
2. научность (опора на научные достижения и разработки);
3. партнерские отношения с ребенком (должна быть открытость специалиста и исключение из общения негативных чувств неприятия и раздражения);
4. личностно – ориентированный подход, свидетельствующий о том, что общение с ребенком с ОВЗ необходимо выстраивать через понятные и знакомые формы.
Виды ресурсов, используемые при работе с детьми с ОВЗ в нашем учреждении:
- информационные (информация о симптоматике речевых нарушений, заболеваниях ЦНС, связанных с нарушениями ОДА, поведенческих расстройствах, множественных нарушениях в развитии; методах лечения, воспитания, обучения с учётом передового отечественного и зарубежного опыта; информация, касающаяся вопросов инвалидности; библиотека: специализированная литература и публикации);
- методические (методические материалы, знания и информация о современных инновационных методиках развития детей с различными нарушениями в развитии);
- социально-правовые (нормативно – правовая база в системе специального обучения и воспитания; правовая информация по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями развития; помощь в заполнении документов; налаживание контактов с различными учреждениями и общественными ресурсами);
- фонд развивающих игр и оборудования (современные игры и развивающие пособия, интерактивные игрушки, детские обучающие компьютеры; яркие иллюстративные материалы и мн. др.).
В образовательной информационной среде прослеживается единство 4 – х функций при организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ : диагностика проблемы - информация о проблеме и путях её решения - консультация на этапе принятия решения с разработкой плана решения проблемы - помощь на этапе решения проблемы.
Готовых путей никто не предложит, поэтому каждому специалисту необходимо выбрать свой собственный путь.
В своей логокоррекционной работе с детьми с ОВЗ применяю информационно – коммуникативные технологии в различных направлениях:
1. Диагностика и коррекция речевых нарушений.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития. Знание сложной структуры нарушения позволяет выделить общедидактические и коррекционные задачи, решаемые в органическом единстве.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ: проведение непрерывного мониторинга за становлением и развитием познавательной деятельности ребенка; создание особой образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС ребенка; комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ командой специалистов ДОУ. Пример: рабочая программа учителя логопеда, индивидуальные программы для детей со сложной структурой нарушения; проведение мониторинга работы, составление графиков и диаграмм.
Огромную помощь при разработке программ оказывает информационный портал «Коллекция цифровых и электронных образовательных ресурсов», в частности «Ресурсы в помощь педагогам – психологам, учителям логопедам».
У детей с ОВЗ наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии.
У компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Пример: используется специализированная компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
Собрана большая коллекция обучающих презентаций (часть из них закачаны из интернета, а также использованы материалы курсов повышения квалификации).
Презентационные материалы применяются для развития слухового внимания; автоматизации и дифференциации поставленных звуков; развития фонематического восприятия; навыков звукового анализа и синтеза; усвоения лексических тем; грамматических составляющих; развития связной речи и познавательных способностей. Также созданы собственные игры – презентации для демонстрации на компьютере. Игры на слайдах повышают мотивацию детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
Самостоятельный подбор современного иллюстративного и речевого материала – это совершенно новый уровень реализации принципа научности (замена нарисованным картинкам и т. п., позволяющий демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни. Пример: (размер медведя и зайца).
Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий коррекционной работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации.
2. Работа с коллегами.
Информационные ресурсы создают условия для профессионального роста и саморазвития. На современном этапе это еще и использование информационных интернет – ресурсов (обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях).
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступных педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода. Как пример: создание своего блога на международном образовательном портале Maam.ru
То есть появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов, обмене педагогическими идеями.
3. Работа с родителями.
Информационный ресурс для родителей – это ресурс помощи. Самостоятельное создание памяток, буклетов и других документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим размещением на информационном стенде детского сада, в группах и на интернет – сайте учреждения.
4. Методическая работа.
Основная задача при формировании информационного пространства – создание логически понятной классификации хранящегося материала, облегчающей работу с ним и дающей возможности быстрого доступа к нужному документу.
Сохранение личных методических наработок через создание большого количества картотек (как в печатном, так и в электронном виде).
Систематизированы диагностические материалы, документация (годовые планы, отчеты, ПМПК и др.) в электронном виде. Проделана большая работа по созданию электронного планирования индивидуальной работы.
Неоценимую роль играет библиотека нашего образовательного учреждения с периодическими изданиями, включающие в себя разделы по специальной психологии и коррекционной педагогике (журналы «Коррекционная педагогика», «Логопед», «Обруч», «Справочник педагога – психолога и др.) и собственная база методических материалов по сопровождающему обучению ребенка с ОВЗ.
Использование современных информационных ресурсов позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка с ОВЗ достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребенка, но и для педагога.
Новшество не является обязательно чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
Библиографический список:
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004.№2.
2. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. – Л., 2006. - №6(13).
3. Мировые и отечественные информационные ресурсы / Научно – информационный библиотечный центр им. академика Л. И. Абалкина.
4. Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования : научно – методический сборник /Коржачкина О. М. – М. : Глосса – Пресс, 2010.