Светлана Байбекова
Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев
• Профессиональный стандарт педагога выполняет функции,
призванные преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
• Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
• Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Публикация «Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО» размещена в разделах
Ключевые области стандарта педагога : разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога : обучение, воспитание,развитие ребенка.
Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения, т. к. дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности и благоприятным для заложения основ культурных форм коммуникативной деятельности. Ориентированность современного образования, в том числе и дошкольного, на развитие коммуникативной культуры у детей требует соответствующей профессиональной подготовки педагога.
Коммуникативная культура является основной структурной составляющей профессионализма педагога, которая есть, условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования.
Рассмотрим понятие «культура» с различных точек зрения. Изучение культуры затруднено многогранностью этого понятия. Еще в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» — природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Культура — это совокупность всего того, что делает человека человеком.
Коммуникативность - врожденная или приобретенная способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми Коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. В философских работах раскрывается сущность коммуникативной культуры (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, М. С. Каган и т. д.). Отечественная психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. С. Грехнев, А. А. Леонтьев, В. Н. Мисящев и т. д.).
Как основа профессиональной деятельности педагога понятие коммуникативная культура» определяется как многоуровневая и многофункциональная система, отражающая особенности этико-аксиологических достижений субъекта в его информационном взаимодействии с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. В содержательный компонент коммуникативной культуры включаются такие знания как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.
В мотивационном компоненте коммуникативной культуры содержатся мотивы и потребности
Личностно-деятельностный компонент коммуникативной культуры включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.
В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения.
Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики. «При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда ничего нельзя сделать при помощи силы»
Джон. Леббок английский естествоиспытатель и моралист
«Такт – одно из важнейших человеческих качеств, отсутствие которого часто сказывается роковым образом на лучших талантах»
Уильям. Симмз американский писатель
В тесной связи с педагогическим тактом (или как его составную часть)
рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности.
Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность (терпимость). Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода.
Случается, что педагог демонстрирует неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации. Имеют место конфликты с родителями, несовпадение установок, интересов, потребностей.
Эти барьеры возникают оттого, что педагог далеко не всегда задумывается о психологических закономерностях общения, о значимости коммуникативной культуры. А между тем в современных условиях отхода от авторитарной педагогики коммуникативная культура становится социально и лично значима.
Социальная значимость в том, что педагог, владеющий ею, способен создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатию, как способность к сочувствию, сопереживанию иидентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека.
Основные правила, которые необходимо соблюдать при уважительном деловом общении:
• Количество информации (сообщается столько информации, сколько требуется для данной цели общения).
• Качество информации (она должна быть правдивой, истинной).
• Существенность (говорить о важном для данной ситуации).
• Вежливость (соблюдать правила речевого этикета)
Нормы – инструменты для достижения оптимальности общения. Выделяется три вида норм.
1. Этические. В основном относятся к мотивам речи, культуре общения. Это доброжелательность, соблюдение всех законов нравственности.
2. Коммуникативные. Связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения.
3. Речевые. Это средства реализации и этических и коммуникативных норм.
А. С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками. Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.
Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
А. А. Кан-Калик в своей классификации типов педагогического общения выделяет :
• общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
• общение на основе дружеского расположения.
• общение - дистанция.
• общение - устрашение.
• общение - заигрывание.
• общение - превосходство.
Чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора.
Для развития коммуникативной культуры педагогов ДОУ необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.
Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; расширение лексикона и тезауруса; развитие аудиального канала; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.
Секреты продуктивного общения
Важно проявлять уважение к партнеру по общению, дать возможность собеседнику почувствовать свою значимость. С этим связан первый секрет продуктивного общения: не начинать разговор со своих проблем; никогда не критиковать, не похвалив перед этим за что-нибудь.
Второй секрет: не спешите сказать «нет».
Третий секрет: избегайте повелительного наклонения. Потренируйтесь в способности, обращаясь к воспитанникам, коллегам, домашним, свою просьбу выражать, запрещая себе использовать повелительное наклонение.
Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.