МААМ-картинки

Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО

Светлана Байбекова
Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

«В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции,

призванные преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

• Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

• Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Публикация «Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО» размещена в разделах

Ключевые области стандарта педагога : разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога : обучение, воспитание,развитие ребенка.

Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения, т. к. дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности и благоприятным для заложения основ культурных форм коммуникативной деятельности. Ориентированность современного образования, в том числе и дошкольного, на развитие коммуникативной культуры у детей требует соответствующей профессиональной подготовки педагога.

Коммуникативная культура является основной структурной составляющей профессионализма педагога, которая есть, условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования.

Рассмотрим понятие «культура» с различных точек зрения. Изучение культуры затруднено многогранностью этого понятия. Еще в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» — природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Культура — это совокупность всего того, что делает человека человеком.

Коммуникативность - врожденная или приобретенная способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми Коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. В философских работах раскрывается сущность коммуникативной культуры (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, М. С. Каган и т. д.). Отечественная психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. С. Грехнев, А. А. Леонтьев, В. Н. Мисящев и т. д.).

Как основа профессиональной деятельности педагога понятие коммуникативная культура» определяется как многоуровневая и многофункциональная система, отражающая особенности этико-аксиологических достижений субъекта в его информационном взаимодействии с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. В содержательный компонент коммуникативной культуры включаются такие знания как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.

В мотивационном компоненте коммуникативной культуры содержатся мотивы и потребности

Личностно-деятельностный компонент коммуникативной культуры включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.

В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения.

Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики. «При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда ничего нельзя сделать при помощи силы»

Джон. Леббок английский естествоиспытатель и моралист

«Такт – одно из важнейших человеческих качеств, отсутствие которого часто сказывается роковым образом на лучших талантах»

Уильям. Симмз американский писатель

В тесной связи с педагогическим тактом (или как его составную часть)

рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности.

Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность (терпимость). Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода.

Случается, что педагог демонстрирует неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации. Имеют место конфликты с родителями, несовпадение установок, интересов, потребностей.

Эти барьеры возникают оттого, что педагог далеко не всегда задумывается о психологических закономерностях общения, о значимости коммуникативной культуры. А между тем в современных условиях отхода от авторитарной педагогики коммуникативная культура становится социально и лично значима.

Социальная значимость в том, что педагог, владеющий ею, способен создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатию, как способность к сочувствию, сопереживанию иидентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при уважительном деловом общении:

• Количество информации (сообщается столько информации, сколько требуется для данной цели общения).

• Качество информации (она должна быть правдивой, истинной).

• Существенность (говорить о важном для данной ситуации).

• Вежливость (соблюдать правила речевого этикета)

Нормы – инструменты для достижения оптимальности общения. Выделяется три вида норм.

1. Этические. В основном относятся к мотивам речи, культуре общения. Это доброжелательность, соблюдение всех законов нравственности.

2. Коммуникативные. Связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения.

3. Речевые. Это средства реализации и этических и коммуникативных норм.

А. С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками. Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.

Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

А. А. Кан-Калик в своей классификации типов педагогического общения выделяет :

• общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

• общение на основе дружеского расположения.

• общение - дистанция.

• общение - устрашение.

• общение - заигрывание.

• общение - превосходство.

Чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора.

Для развития коммуникативной культуры педагогов ДОУ необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.

Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; расширение лексикона и тезауруса; развитие аудиального канала; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.

Секреты продуктивного общения

Важно проявлять уважение к партнеру по общению, дать возможность собеседнику почувствовать свою значимость. С этим связан первый секрет продуктивного общения: не начинать разговор со своих проблем; никогда не критиковать, не похвалив перед этим за что-нибудь.

Второй секрет: не спешите сказать «нет».

Третий секрет: избегайте повелительного наклонения. Потренируйтесь в способности, обращаясь к воспитанникам, коллегам, домашним, свою просьбу выражать, запрещая себе использовать повелительное наклонение.

Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

Публикации по теме:

Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. II.Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности В ФГОС предусматривается развитие дошкольников.

Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических.

Портфолио профессиональной деятельности педагога. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад комбинированного вида № 40 Гатчинский муниципальный район.

Проблема здоровьесбережения в образовании и профессиональной деятельности педагога детского сада Вопросы сохранения здоровья детей и молодежи были актуальны во все периоды становления и развития образования на разных исторических этапах.

Проект «Саморазвитие профессиональной деятельности педагога» Актуальность Сложившаяся к настоящему времени подготовка педагога в системе высшего педагогического образования не может полностью соответствовать.

Семинар-практикум «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ» Человек образованный — тот,  кто знает, где найти то, чего он не знает               Георг ЗиммельИспользование информационно-коммуникационных.

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2» Тренинг «Синдром эмоционального.

Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога г. Якутск Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО
Опубликовано: 12 октября 2015 в 18:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Байбекова (УИ 375921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД