Екатерина Ныркова
Информационно-познавательный проект «Безопасные дороги детям» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-познавательный, социально-педагогический, краткосрочный
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инспектора ГИБДД, родители.
Срок реализации: проект был осуществлен в период с 2 сентября по 10 сентября 2019г.
Пояснительная записка:
Публикация «Информационно-познавательный проект „Безопасные дороги детям“ в старшей группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Актуальность проект :
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям ещё не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому главная задача взрослого заключается в формировании у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Одной из серьезнейших проблем любого населенного пункта является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения.
Чтобы оградить детей от опасности, надо познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Поэтому появилась идея создания проекта «Безопасные дороги детям».
Цель проекта : формирование навыков безопасного поведения на улице и по дороге в детский сад.
Задачи проекта :
Образовательные
• Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
• Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
• Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
• Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности;
Воспитательные
• Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения : внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
• Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
Развивающие
• Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
• Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;
• Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку
Ожидаемый результаты:
У детей сформируются знания об улице и ее сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, повысится познавательный интерес. Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках. Будет привито желание выполнять данные правила и привлекать к этому родителей. Сформируются у детей правильные понимания значимости правил дорожного движения, своего места, как участника дорожного движения, разовьются необходимые для этого навыки и умения.
Риски и пути преодоления рисков:
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путё м:
1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а так же обеспечение материала для творчества.
2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях.
Продукт проектной деятельности :
• Разработка картотек дидактических и подвижных игр;
• Разработка консультаций для родителей;
• Тематическая беседа с инспектором ГИБДД;
• Создание коллективной стенгазеты «Внимание, дорога!»;
• Викторина: «Знаки дорожные помни всегда, чтобы с тобой не случилась беда»;
• Изготовление лэпбука «Азбука дорожного движения»;
• Спортивный праздник «"Азбука дорожного движения»;
• Презентации по теме проекта
Этапы реализации.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатель: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор литературных произведений; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подготовка презентаций по теме проекта.
Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка литературы. Изготовление лэпбука «Азбука дорожного движения».
2 этап. Познавательно-творческий.
Мероприятия с детьми:
1. Беседы:
• «Безопасность на дороге»
• «Знаки дорожные помни всегда»
• «Правила для пешеходов»
2. Художественное творчество:
• Рисование: «Дорожные знаки».
• Аппликация: «Веселый светофор».
• Стенгазета «Внимание, дорога!»
3. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?
4. Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор»; С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа»; Н. Калинин «Как ребята переходили улицу»; В. Сиротов «Твой товарищ светофор»; А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
5. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Безопасность на дороге».
6. Организация сюжетно-ролевой игры «Улица города», «Правила дорожного движения».
7. Дидактические игры: «Говорящие дорожные знаки», «Дорожное лото», «Красный и зелёный», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Дорожные знаки»
8. Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Воробушки и автомобили», «Красный, желтый, зелёный», «Стоп – идите»
9. Физкультминутки «Пешеходы», «Дорога без разметки», «Светофор», «Машина».
10. Пальчиковая гимнастика «Машины», «Дорожных правил очень много», «Постовой»
11. Участие в спортивный празднике «"Азбука дорожного движения»
12. Встреча с инспекторами ГИБДД.
13. Консультации для родителей: «Стань заметней на дороге», «Как сделать светоотражатель своими руками», «Безопасность на дорогах».
3 этап заключительный:
Рефлексия проведенных мероприятий по проекту (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта).
• Анкетирование родителей ;
• Презентация лэпбука «Азбука дорожного движения»;
• Викторина: «Знаки дорожные помни всегда, чтобы с тобой не случилась беда»;
• Создание коллективной стенгазеты «Внимание, дорога!»;
• Спортивный праздник «"Азбука дорожного движения».
Обсуждение итогов и анализ работы
Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
Список Литературы:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
5. Н. В. Елжова «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.
6. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.