Валентина Артемьева
«Маленькие помощники». Познавательный, информационно-практико-ориентированный игровой проект в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Маленькие помощники».
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Вид проекта : познавательный, информационно практико-ориентированный, познавательно - игровой.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Актуальность:
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».
Публикация «„Маленькие помощники“, Познавательный, информационно-практико-ориентированный игровой проект в средней группе» размещена в разделах
Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Цель проекта : Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и игры.
Задачи проекта :
Для детей:
- Развить трудолюбие и желание помочь.
- Развить познавательные способности.
- Развить коммуникативные навыки.
- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.
- Сформировать различные представления об орудиях труда.
Для педагога:
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
- Приобщить детей к процессу познания.
- Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.
Для родителей:
- Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Фотовыставка «Маленькие помощники».
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
- Знания о труде в целом и взрослых и детей.
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
- Развивать умение эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.
- Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка, подметать, убирать, мыть, протирать и т. п.
Для родителей:
- Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательно развитие.
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и привлечению детей к труду.
Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для трудовой и продуктивной деятельности.
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
• работа с детьми:
• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение
кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих).
• Наблюдения (за трудом взрослых).
• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
• Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
• Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы
и детских игрушек.
• Стирка кукольного белья.
• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
• Просмотр презентации «В мире профессий».
• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание
и расстановку детской литературы на книжной полке.
• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
• Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги).
• Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше).
• работа с родителями)
• Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
• Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ.
Конспект проекта в методический кабинет.
• Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
• Фотовыставка «Маленькие помощники».
Ожидаемые результаты:
Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
Появилось уважение к труду взрослых.
Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
План реализации проекта :
• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». (см. Приложение 1)
• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих).
(см. Приложение 2)
• Наблюдения (за трудом взрослых).
• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
(см. Приложение 3)
• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
• Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
• Подготовка горшков с землёй для рассадки комнатных растений.
• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
• Стирка кукольного белья.
• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
• Просмотр презентации «В мире профессий».
• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
• Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник»
(из бросового материала и бумаги).
• Ручной труд «Тарелочка для наших поваров» (папье-маше).
Вывод:
В заключении хочется отметить, что данная деятельность была проведена впервые и считаю, что цели и задачи были успешно решены, дети приняли активное участие в реализации проекта.
Список используемой литературы
Примерная программа «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В. Алешина. -М. : "Педагогическое Общество России", 2000.
Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Просвещение,1974.
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников /Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988.
Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10.
Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М. : Педагогика, 1987.
Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/Т. В. Потапова. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - Воронеж, 1996.
Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. - 1978.-№10.
Пособие «Трудовое воспитание в детском саду» / Л. В. Куцакова- Мозаика-Синтез Москва. 2014.
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми - 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
2. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание
в детском саду», Методические рекомендации
к программе воспитания и обучения в детском
саду /под ред. Васильевой М. А., Гербовой
В. В., Комаровой Т. С., М., Мозаика-синтез, 2007