ирина качинская
Информационно-исследовательский проект для старшей группы «Комнатные растения. Фиалка».
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный проект подготовили :
Качинская И. А. воспитатель
Серяпина А. Г. воспитатель
Цель проекта : формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения к комнатным растениям.
Публикация «Информационно-исследовательский проект для старшей группы „Комнатные растения, Фиалка“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Фиалка, комнатное растение
- Фиалка. Проекты
- Темочки
Комнатные растения - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. "
Актуальность нашего проекта заключается в формировании у детей о растительном мире, его многообразии, посредством активных действий: ухаживание за растениями, экспериментирование.
Фиалка – это красивое и достаточно неприхотливое комнатное растение, которое очень просто размножить, если знать, каким образом это делается. Рано или поздно любая фиалка разрастается настолько, что ее листочки можно использовать в качестве основы для рассадки новых растений. Причем это не только даст возможность получить много новых цветков, а еще эта процедура полезная для «материнского» растения. Давайте рассмотрим основные правила рассадки.
Задачи проекта :
Образовательные: Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях; Дать детям знания о разных способах размножения растений : семенами, листьями.
Развивающие: Учить правильно готовить место для посадки растения и аккуратно работать с землей, использовать полученные знания на практике.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе. Способствовать развитию воспитания экологической культуры;
Материал: ящик с готовой земляной смесью, дренаж (керамзит, галька или кусочки пенопласта, черенки фуксии с отросшими корешками, листочки фиалки, шпатель, два стаканчика для посадки, лейка с водой.
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Длительность проекта : краткосрочный с 1.02.2016г. по 15.02.2016г.
Последовательность работы
Подготовительный этап.
Поиск информации о фиалке и др. комнатных растениях.
Рассматривание строения фиалки, получение знаний об уходе за растением, срезка листиков для проращивания корней.
Рассматривание и зарисовка срезанных листочков фиалки, рассматривание.
2)Исследовательский этап.
Внедрение проекта по образовательным областям.
Познавательное развитие:
Дидактические игры:
1. Чего не стало?
2. Четвертый лишний.
3. Узнай и назови.
4. Расскажи о цветке (учись составлять предложение) .
5. От какого цветка лист?
6. Цветочный магазин.
. Провели беседы на темы:
1. Комнатные растения-друзья или враги?
2 «Уход за комнатными растениями»
3 «Что необходимо растениям для жизни?
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование красками, карандашами, комнатных растений;
Лепка «Маме подарю цветок»
Конструирование цветов из мозаики
Рассматривали журналы «Домашние цветы», «Цветоводство».
Речевое развитие:
Чтение стихов
Е. Серова «Садовод».
«О чем мечтает садовод?
В его мечтах весь мир цветет.
И люди, глядя на цветы, становятся добрее.
Пусть эти славные мечты исполнятся скорее».
Пальчиковая гимнастика «Цветок» :
Вырос на окне утром весенним.
Раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье.
Дружно дают под землей корешки.
Исследовательская деятельность
1. Поставить отросток в воду и в стаканчик с землёй.
Что будет? Где быстрей появятся корни в стаканчике с землёй или
с водой.
2 «Может ли растение дышать?»
3 «Что нужно для питания растениям?»
Труд в уголке природы:
Посадка комнатных растений : принесенные родителями отростки сажали в стаканчики, горшочки.
Наблюдения:
Рассматривали через лупу листочки комнатных растений, и дети узнавали, что есть листья простые, сложные, листья чередующиеся, листья встречные. Наблюдали за посаженными отростками.
Работа с родителями:
1 Анкетирование родителей с целью выяснить что родители знают об экологии, есть ли у них комнатные растения.
Анкета для родителей
«Экологическое образование в семье»
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему)
а) да б) нет ___
Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
а) да б) нет
Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где)
а) да ___ б) нет
Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
а) да б) нет
Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
а) да б) нет
Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду___
2 Раздали родителям памятки по правилам ухода за комнатными растениями.
Дети, посмотрите и скажите, что стоит у меня на столе? (цветок)
Как он называется? (фикус)
Как вы думаете, дети, на что похож фикус на дерево или на травку? (на дерево)
Какие у фикуса листья большие или маленькие? Какого цвета листья у фикуса? подойдите к фикусу и потрогайте, погладьте листочки. Какие они? (гладкие, блестящие).
Вот какой фикус вырос у нас большой. Фикус похож на дерево. У него большие зеленные, гладкие листья.
Расскажите, дети, какой у нас вырос фикус? Какие у него листья? На что он похож? (спросить 2 – 3-х детей).
А как мы с вами будем ухаживать за фикусом? (его надо поливать).
- Правильно, дети, фикус и все растения, которые есть в нашем уголке нужно поливать. Кто скажет, как нужно поливать цветы? Куда можно лить воду? (воду нужно лить только на землю. На листья воду лить нельзя. Поливать нужно до тех пор, пока земля не покроется водой) (вызвать несколько детей, и полить цветок с ними вместе).
А еще дети чтобы растения лучше росли, их нужно протирать влажной тряпочкой. Сегодня мы поучимся протирать листочки. Посмотрите, как это буду делать я. Расправляю тряпочку на правой руке,на левую руку я кладу листок фикуса и осторожно, чтобы не повредить его протираю влажной тряпочкой. Потом осторожно поверну листик и протру его снизу. Посмотрите, какой листик стал чистым. А теперь все заверните рукава, подойдите к растениям и попробуйте сами протереть листья фикуса: расправьте все тряпочки на правой руке, вот так, как это сделала я. На левую руку положите листик фикуса. (проверяю, чтобы все положили лист фикуса на левую руку). вот теперь можно протирать листочки. протерли один, протрите еще один, еще один, вот сколько много листочков мы протерли. (дети выполняют задание. В ходе работы помогаю им советом, в необходимых случаях показываю, как правильно протирать листья. Когда работа будет выполнена предложить всем подойти к растениям : «посмотрите, дети, как чисто вы вымыли цветы. Давайте вспомним, как называется этот цветок? Что вы сегодня делали? Что есть у фикуса? (у фикуса,как у деревца есть ствол и листья)
Дети, чем мы сегодня с вами занимались?
Правильно мы с вами сегодня учились протирать листья у цветочка фикуса.
Растения, как и животные, являются живыми организмами, которые питаются, дышат и размножаются. Для правильного развития растений необходимы пять факторов: воздух, свет, вода, тепло и питательные вещества.
Воздух необходим растениям для дыхания. Растения дышат, поглощая воздух через мельчайшие отверстия (устьица), расположенные главным образом на листьях. При недостатке воздуха в почве семена плохо прорастают, развитие корней задерживается и растения слабо растут. Этим и объясняется важноеть такого агротехнического мероприятия, как рыхление почвы, уничтожение корки.
Свет необходим растениям для образования белка, крахмала, сахара и прочих. При посеве и посадке растений в тени, а также при загущенных посевах растения наклоняются в сторону света, вытягиваются и становятся хилыми. Сорняки также затеняют культурные растения, поэтому уничтожение ляков, а равно своевременная прорывка овощных культур способствует лучшему освещению последних.
При недостатке света капуста не завязывает кочанов, редис не образует корнеплодов, листья теряют зеленую окраску.
Вода необходима растениям со времени прорастания семени до получения урожая. Большое количество воды нужно для растворения питательных веществ почвы. Недостаток воды в почве значительно понижает урожай овощей. Для образования одного килограмма сухой массы овощной продукции растению необходимо 600—900 килограммов воды. В жаркую погоду, при большой сухости воздуха, испарение увеличивается, а во влажную — уменьшается.
епло. Температура имеет большое значение в жизни растений. Как низкая, так и высокая температура задерживает рост овощных растений и может привести к их гибели.
По отношению к теплу все овощные культуры разделяются на две основные группы : холодостойкие и теплолюбивые.
К холодостойким растениям принадлежат : капуста, сельдерей, редис, лук, редька, морковь, свекла, петрушка, пастернак, укроп, шпинат, салат, горох, чеснок, ревень, щавель, спаржа. Эти культуры легко переносят пониженные температуры и кратковременные заморозки в 4—5 градусов.
К теплолюбивым растениям относятся : огурцы, помидоры, баклажаны, перец, кабачки, тыквы; дыни, арбузы, фасоль, кукуруза.
Питательные вещества растения берут из почвы и воздуха. Корни всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, а листья поглощают из воздуха углекислый газ.
Главными питательными веществами для растений служат : азот, фосфор, калий, известь, железо, сера, магний, бор, цинк и другие. Следовательно, для получения высокого урожая овощей необходимо, чтобы в почве имелось достаточное количество этих веществ
.
Конспект занятия в старшей группе
«Посадка листьев фиалки в горшочки»
Программное содержание:
1. Дать детям знания о разных способах размножения растений :
семенами, делением корневища, черенками, листьями.
2. Учить правильно готовить место для посадки растения.
3. Ввести в словарь детей новые слова: дренаж, керамзит, галька.
4. Учить детей аккуратно работать с землей, использовать полученные знания на практике.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
ящик с готовой земляной смесью, дренаж (керамзит, галька или кусочки пенопласта, черенки фуксии с отросшими корешками, листочки фиалки, шпатель, два горшочка с поддонами, лейка с водой, клеенки.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами посадим цветущие растение. Это знакомое вам растение, называется Фиалка.
Посмотрите листья фиалки уже дали корни, и мы посадим их прямо в землю, но сначала надо правильно приготовить горшочек для посадки растения.
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодета ты!
Мы любуемся тобой!
Воспитатель (показывая керамзит). Это дренаж, он из керамзита. Это легкие маленькие шарики, которые хорошо впитывают лишнюю воду из земли, не дают ей слишком уплотняться. Ведь растение дышит не только листочками, но и корнями. В горшочках имеются дренажные отверстия, через которые уходит лишняя вода и поступает воздух.
Воспитатель показывает отверстия в горшочке, насыпает в него 2—3 совочка дренажа, затем насыпает больше половины горшка земли и слегка приминает ее руками. Потом снова насыпает землю почти до края горшка. Вставляет шпатель в середину горшка и движениями вправо-влево делает ямку. Затем берет черенок фуксии и очень аккуратно опускает в ямку, присыпает землей, слегка прижимая землю у стебля черенка. Таким же образом показывает, как посадить листик фиалки с черенком.
Воспитатель предлагает надеть фартуки и приступить к работе.
В процессе занятия педагог помогает советом, ободряет, подсказывает в случае затруднения.
Воспитатель. Растения мы посадили; теперь надо их осторожно полить и если земля сильно осядет, то немного добавить. Сверху каждое растение накроем пакетом, чтобы ему там было тепло и влажно. Вы будете каждый день наблюдать за своим растением, не забывая поливать. Как только у него появятся новые листочки, значит, растение принялось и можно будет снять банку.
Что насыпают на дно горшочка?
• Для чего нужен дренаж?
• Сколько надо насыпать земли?
• Как будете делать ямку в земле?
• Что нужно сделать после посадки черенка или листочка?
• Для чего нужно прикрыть растение стеклянной банкой?
• Физминутка
• Упражнение на координацию движений «Цветок»
• Вырос цветок на весенней полянке,
• Нежную голову робко поднял.
• Ветер подул – он качнулся неловко,
• Он испугался, затрепетал.
• Ветер бутоны качает упрямо
• Вперед и назад, налево, направо
После посадки дети ставят горшочки, накрытые пакетом на подоконник, повернув их так, чтобы была видна метка. С этого дня каждый ребенок сам будет заботиться о растении, наблюдать за ним.
Воспитатель предлагает организовать дидактические игры:
• «Один – много»
Воспитатель называет цветок в единственном числе
• «Чего не стало»
Воспитатель выставляет картинки с изображением комнатных растений, называет их. Затем детям предлагает закрыть глаза и определить какой картинки не стало.
Далее воспитатель показывает несколько разных по цвету фиалок в горшочках, обращает внимание детей на внешний вид растения : низкий кустик из плотных круглых и овальных листьев. Педагог показывает приемы изображения растения в горшочке гуашью.
Программные задачи: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
Программные задачи: упражнять детей в классификации предметов.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы
- Ромашка, роза, василек.
Программные задачи:
закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материалы: лепестки, цветные картинки.
Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Программные задачи: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Программные задачи: закрепить знания лекарственных растений.
Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
Программные задачи: уточнять знания о комнатных растениях.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?
Итог проекта :
Знания, полученные во время проекта, помогли
Повысить значимость метода экспериментирования в развитии познавательных способностей детей
Формированию экологических знаний у дошкольников.
После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению растений, у детей сформировалось представление о строении, значении и функциях частей фиалки, о необходимых условиях для роста растений. Опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Дети проявили свое творчество в рисовании, лепке.
Ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи.
Родителям было предложено заполнение анкет, с которыми они успешно справились. Ответы родителей помогли выявить уровень экологического образования в семье. Постоянное сотрудничество с родителями поможет воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое. Родителям были розданы памятки по уходу за комнатными растениями.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк экспериментов с различными предметами и материалами.