Надежда Лебедева
Проект: «Комнатные растения», для детей старшей группы
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта:
• По направленности: информационно исследовательский
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: краткосрочный (1неделя)
Участники проекта:
• Дети старшей (логопедической) группы
• Воспитатели
• Родители
База проектной деятельности: МБДОУ «Килемарский д/с «Теремок»
Сроки реализации:с 1 по 5 февраля 2016года
Актуальность проекта:
Публикация «Проект: „Комнатные растения“, для детей старшей группы» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Всё самое прекрасное в жизни сравнивается с цветами. Каждый человек достоин удивления, восхищения и особого ухода и внимания.
Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Данный проект поможет детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» мы провели анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 87 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.
На первый и второй вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы и у всех дома есть комнатные растения.
На второй вопрос 85% родителей ответили утвердительно, 15 % - отрицательно, т. к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями. На третий вопрос 55 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.
Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 70 % родителей ответили утвердительно, а 30 % - дети смотрят только передачи о животных.
На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но не все дети проявляют к ним интерес.
На шестой вопрос 60 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, кормят зимующих птиц. 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц.
На седьмой вопрос 75 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 25 % - затруднилось с ответом.
По итогам анкетирования мы сделали вывод, что родители заинтересованы в реализации нашего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям нами была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.
Также по результатам наблюдений, бесед о комнатных растениях мы выяснили, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на такие вопросы: назови, как называется комнатное растение; какие комнатные растения надо поливать часто и почему?; как нужно организовывать уход за комнатными цветами с разными листьями.
Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами был разработан и запущен информационно – исследовательский проект «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта:
• Уточнить и систематизировать знания детей о растениях;
• развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
• Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
• Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
• Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
• Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
• Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
• Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
• Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать
Ожидаемые результаты:
• У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
• Приобретение практических навыков.
• Расширение экологической среды группы.
• Обогащена развивающая среда в группе.
• Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.
Практическая значимость
• расширение зелёного уголка в группе детского сада;
• составление паспорта комнатных растений в группе;
• составление картотеки дидактических игр по теме «Комнатные растения;
• посадка комнатного цветка в подарок маме на 8 марта (наблюдение, уход за цветком).
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (25-29 января)
Цель:
Индивидуальные беседы с детьми и анкетирование родителей по теме «Комнатные растения»
Определение проблемы
Выбор цели
Планирование проекта
Подборка методического и дидактического материала.
Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
Подбор пословиц, поговорок, д/и, загадок по теме проекта.
Составление паспорта растений группы
Введение детей в проблемную игровую ситуацию
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, родителей)
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Изучение знаний детей старшей группы о комнатных растениях показало, что у детей отсутствует целостная система знаний о комнатных растениях. Было выявлено, что дети испытывали трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними.
2-й этап – внедренческий (1- 5 февраля)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность по данной теме.
Реализация проекта: «Комнатные растения!»
Образовательная область: «Физическое развитие:
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна: физминутка «Маленькое семечко положу в горшок»
Пальчиковые игры «Комнатные растения»
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат».
Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций)
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»;
ИОС «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»;
«Хорошо – плохо» (комнатные цветы)
Настольно печатная игра: «Собери цветок»;
Д/и «Куда запряталась матрешка?»; «Угадай растение по описанию»
С/р игра «Магазин цветов»
Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение»; Рассматривание «Паспорт комнатных растений»
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка;
Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света
Развлечение: Расскажу вам сказку я» (домашнее задание, придумывание сказки о комнатных цветах)
Образовательная область: «Речевое развитие»:
Составление рассказов – описаний о комнатных цветах;
Придумывание сказки о комнатном цветке
Образовательная область: «Познавательное развитие»:
НОД:
«Растения в нашем уголке природы»;
«Растения в подарок маме» (посадка комнатных растений)
Экскурсия в магазин «Цветы» по улице «Комсомольская»
Беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья?» Почему они так называются?»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Рисование «Комнатное растение» (с натуры)
Лепка «»Цветок в горшке»
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, альбомов «Комнатные растения»;
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов»;
Музыкальный этюд «Цветочек»
ЧХЛ В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»
Работа с родителями.
Анкетирование «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
Оснащение уголка природы комнатными растениями;
Составление сказки (с детьми) о комнатном цветке.
3-й этап: Презентация: «Комнатные растения».
Результаты работы проектной деятельности:
Дети:
• Повысился уровень знаний о комнатных цветах, о значении растений в жизни человека.
• Владеют навыками правильного ухода и бережного отношения к комнатным растениям
Родители:
• Участие родителей в жизни группы
Педагоги:
• Обогащение предметно-развивающей среды группы
• Укрепление связи с родителями
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат,
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, помощи родителей (пополнение уголка природы комнатными цветами)
Выводы: Мы считаем, что необходимо и дальше продолжать работу по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Красота - великая сила. Всем захотелось подержать в руках цветы.