ольга курицына
Информационная карта НОД по развитию речи «Рыбы — обитатели воды» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Форма совместной деятельности: непосредственно образовательная деятельность по развитию речи.
ФорВозрастная группа : 5-6 лет (подготовительная к школе группа).
Тема: «Рыбы – обитатели воды».
ма организации: групповая.
Средства: наглядные – наборы картинок с изображением рыб и других обитателей воды; демонстрационная схема – модель составления описательного рассказа о рыбах;
мультимедийные – нет;
литературные – загадка о рыбах;
музыкальные – нет;
Публикация «Информационная карта НОД по развитию речи „Рыбы — обитатели воды“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
оборудование – магнитная доска, магниты;
материалы – раздаточные схемы – модели на каждого ребенка, простые карандаши.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением различных рыб.
Беседы: “Что мы знаем о рыбах?”, “Рыбы наших водоёмов”.
Чтение познавательной и художественной литературы по теме.
Наблюдение за аквариумными рыбками.
Цель: Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники.
Задачи Обучающие:
обучать составлению описательного рассказа с помощью схемы – модели;
пополнять словарный запас детей лексикой по теме НОД;
упражнять в назывании уменьшительно - ласкательной формы слов;
расширять и закреплять знания детей о рыбах (места обитания, образ жизни, строение тела, характерные особенности);
знакомить детей с видовым разнообразием рыб, рассказать о рыбах, обитающих в наших реках и озерах (щука, карась, лещ, окунь, сом, карп, форель, ёрш и др.).
Развивающие : развивать у детей внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, а также мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать у детей коммуникативные качества (умение полно формулировать ответ на вопрос, умение внимательно, не перебивая, слушать товарищей).
Планируемые результаты Дети могут составлять связный рассказ о рыбах с опорой на схему.
Дети знают особенности рыб, могут назвать конкретных представителей.
Этапы совместной деятельности Содержание
деятельности Деятельность
педагога Деятельность детей
Организационно –целевой этап Знакомство с темой НОД. Загадывает загадку. Отгадывают загадку, тем самым определяют тему НОД.
Содержательный
этап Знакомство с обитателями воды – рыбами в процессе заполнения схемы- модели.
Использование схемы – модели для построения связного рассказа. Задает вопросы, стимулирующие мышление.
Стимулирует любознательность, интерес.
Рассказывает, обсуждает с детьми.
Использует наглядные средства.
Поощряет детей к высказыванию.
Показывает последовательность действий.
Рассказывают с опорой на знаки.
Выстраивают порядок и последовательность знаков по памяти.
Демонстрируют физическую активность.
Выстраивают полный ответ, предложение.
Играют словами.
Выражают собственные суждения.
Итоговый этап (рефлексия) Оценка получившихся рассказов. Анализирует и комментирует получившиеся рассказы.
Побуждает детей к высказыванию своего мнения насчет рассказов товарищей. Оценивают рассказы товарищей.
Выражают свое отношение.
Делятся впечатлениями.
Ход НОД по развитию речи:
1. Организационно – целевой этап.
Воспитатель загадывает загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. - О ком эта загадка? (о рыбах)
2. Содержательный этап.
Воспитатель выставляет значок №1 «Кто это?»
Этот значок центральный, остальные значки
располагаются на магнитной доске вокруг него по часовой стрелке.
Примечание: воспитатель выставляет значки (демонстрационная схема, а дети рисуют эти значки (заполняют схему) на раздаточном материале.
- Что вы видите на этом значке? (На значке изображена буква «Р».)
- Как вы думаете, почему я выставила этот значок? (Буква «Р» - первая буква в слове «рыба».)
- Назовите другие слова, начинающиеся с буквы «Р». (Рак, ракушка, радио, рюкзак и др.)
- А давайте поиграем в игру, которая называется «Семья слов».
Дидактическая игра «Семья слов».
Цель – отгадать слова, принадлежащие слову «рыба».
Человек, который ловит рыбу, называется… (рыбак, рыболов)
Суп, приготовленный из грибов – грибной, а из рыбы – … (рыбный)
Большая – рыба, а маленькая – … (рыбка, рыбёшка)
Воспитатель выставляет значок №2 «Где живет?» -
- Как вы думаете, что обозначает этот значок? (воду)
- Правильно, рыбы живут в воде. Давайте мы с вами уточним места обитания рыб и скажем, где именно живут рыбы. (В море, озере, реке, океане, аквариуме)
Дидактическая игра «Назови рыбу по месту её обитания»
Море – морская
Океан – океаническая
Озеро – озерная
Река – речная
Аквариум – аквариумная
- А каких рыб вы знаете? (дети называют известных им рыб)
Воспитатель выставляет значок №3
«Из каких частей состоит?» -
- Какую букву вы видите на этом значке? (букву «Ч») Этот значок обозначает «части тела рыбы». Нам нужно рассказать, из каких частей состоит тело рыбы? (Голова, туловище, плавники и хвост. На голове расположены глаза и рот.)
- А почему рыбы не моргают? (Потому что они живут в воде.)
- А зачем рыбе плавники и хвост? (Хвост и плавники помогают рыбе плыть и держать равновесие.)
Дидактическая игра «Часть – целое»
Цель – назвать предмет по его части.
Рога – корова, коза и др.
Пятачок – свинья
Хобот – слон
Копыта – лошадь, корова, коза и др.
Ветка – дерево
Кирпич – дом, здание
Страница – книга
Руль – велосипед, машина
Клюв – птица
- А чем покрыто тело рыб? (чешуей) Значок №4
«Чем покрыто тело рыб» –
- А зачем рыбам чешуя?
(Она защищает тело рыбы от повреждений. Чешуйки очень плотно прилегают друг к другу и покрыты слизью, а это облегчает плавание.)
Физкультминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами.
(Дети изображают резвящихся рыбок движениями по тексту.)
- А чем питаются рыбы? (другими рыбами, насекомыми, обитающими под водой и водорослями)
Воспитатель выставляет значок № 5
«Чем питаются рыбы?» –
- Рыбы, которые питаются другими рыбами, называются хищными.
Дидактическая игра «Хищные или травоядные»
Цель - отнести рыбу к хищным или травоядным.
Рыбы : щука, карась, акула, ёрш, окунь, сом, карп.
- А сейчас, ребята, я расскажу вам, как рыбки появляются на свет и растут.
Сначала мама - рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.
Воспитатель выставляет значок № 6
«Как рыбы появляются на свет?» –
Дидактическая игра «Назови ласково»
Дети выстраиваются в круг. Воспитатель кидает мяч с названием рыбы, ребёнок ловит и отбрасывает обратно, называя эту рыбу ласково. Например, ёрш-ёршик, щука-щучка, сом- сомик и т. д.
- А какую пользу рыбы приносят людям?
Значок № 7 «Польза рыб для человека»–
(Рыб употребляют в пищу, разводят в аквариумах, многим нравится рыбалка.)
- А теперь, ребята, давайте попробуем рассказать о рыбах, опираясь на наши значки, которые мы зарисовали.
(Дети составляют рассказ о рыбах, используя предложенную схему – модель.)
3. Итоговый этап (рефлексия).
Выслушиваются 3-4 рассказа. Воспитатель и дети выбирают лучший из них, комментируют удачные и неудачные моменты.
Литература:
1. Л. Е. Белоусова «Веселые встречи» (Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники); СПб, 2003
2. Л. Е. Белоусова «Удивительные истории» (Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего возраста); СПб, 2002
3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009
4. И. Морозова. М. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» - М. : Издательство «Мозаика – синтез», 2011.