Валентина Исакова
Планирование региональной культуры и эффективность
▼ Скачать
Информация из опыта работы по теме: «Планирование региональной культуры и эффективность».
Разработала: воспитатель Исакова В. В. Детский сад № 32 «Колосок» село Круглолесское Ставропольского края Александровского района.
Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиций нашего народа Ставрополья. И воспитывать патриота надо на конкретных примерах, исторических событиях, народных традициях и правилах по которым веками жили в нашем регионе. Ознакомление с культурой коренных жителей села я начинаю со знакомства с кацапами. Прежде чем дать знания детям, я сама должна вооружиться ими, поэтому при составлении перспективного плана и конспектов занятий я столкнулась с проблемой отсутствия соответствующей литературы. В настоящее время рынок дошкольной литературы заполнен разнообразными пособиями, методическими рекомендациями по самым разнообразным направлениям развития. Однако нет ни одного источника посвященного планомерному ознакомлению дошкольника с особенностями культуры нашего региона. Была изучена литература энциклопедического содержания, труды местных авторов неравнодушных к проблемам коренных народов Ставрополья, некоторые пособия дошкольной педагогики по ознакомлению детей с родным краем. Освоение знаний о жизни и культуре коренных народов нашего региона осуществляется в ходе занятий. Работа велась в трех направлениях:
Публикация «Планирование региональной культуры и эффективность» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
1. «Я- житель нашего села» . Цель: закрепить знания детей о нашем регионе, познакомить с основными крупными городами, их символикой.
2. «Кацап – коренной житель нашего села». Цель: познакомить с жизнью, культурой, традициями и фольклором кацапов их национальной одеждой, средством передвижения.
3. «Кацапы – коренные жители нашего региона». Цель: познакомить с жизнью, традициями и культурой кацапов.
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка, поэтому основная задача – показать, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна. Родной край детей находится внутри России.
Во время знакомства с флагом важно было рассказать о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цвета, я рассматривала с детьми иллюстрации с изображением старинных и исторических знамен, государственных и военных флагов. Вырезали флаги из цветной бумаги. Для повторения и закрепления знаний детей о символике проводила дидактические игры: «Назови символику», «Собери флаг», «Расскажи о цветах флага».
На занятиях о Ставрополье старалась познакомить детей с географическими и природоведческими представлениями нашего региона, его природными зонами, особенностями природных и климатических условий, растительностью, животным миром.
Следующим этапом было ознакомление детей с коренными жителями – кацапами. Организованные в этом блоке формы работы должны обогащать духовный мир детей, формировать у них устойчивый интерес к людям труда, стремление подражать их благородному отношению к животным.
С целью ознакомления и дальнейшего закрепления знаний о одежде был оформлен стенд «Русская одежда», где дети имели возможность составлять небольшие рассказы об одежде народа нашего региона. Закрепление материала происходило с помощью игр «Узнай и назови мою одежду», «Угадай чья одежда», «Одень куклу».
Игровая деятельность обладает большими возможностями для объединения большими возможностями для объединения ребят, поэтому, опираясь на их интерес к игре организовала сюжетно – ролевые игры «Животноводы», «Рыбаки», «Наша семья».
Вся работа по воспитанию патриотических чувств дошкольников велась в тесном контакте со специалистами детского сада, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре (разучиваниепесен «Колокольчик», «Калинка», танцев).
Особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном селе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Узнавая новое дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности.
В программе нашего ДОУ предусмотрены экскурсии и целевые прогулки, их назначение – ознакомление с трудом работников детского сада с объектами ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека). Большое место отвожу ознакомлению с природой, с достопримечательностями села.
Для успешного решения я запаслась альбомами с фотографиями нашего села, нашего района, вскоре почувствовали что этого мало. Ситуация потребовала изменения, я решила действовать в нескольких направлениях:
- провела устное анкетирование родителей;
- провела диагностику знаний детей по теме «Родной край и наше село»;
- ознакомила с книгами справочного характера о Ставрополье с целью повышения своих знаний.
Диагностика показала, что знания детей очень ограничены.
Из бесед с родителями выяснила, что многие из них сами родились не в селе и мало где бывают с детьми. Я пришла к следующему выводу:
- теснее работать с родителями
- организовывать экскурсии по селу, в музей, на выставки.
Составляя план экскурсий возникли вопросы: количество поездок ограничено, да и с чем знакомить в первую очередь?. Мне хотелось познакомить детей с современными постройками, памятниками известным людям, а закончить посещением музея и выставки. При этом не забыть о природе края. Чтобы экскурсия прошла для детей интересной и познавательной я тщательно подготовилась, уточнила маршрут, определила где сделать остановки, какую информацию дать детям на что обратить внимание. Результаты экскурсии не заставили долго ждать, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное.
Побывала с детьми в краеведческом музее с. Александровского. Чтобы провести эту экскурсию заранее договорилась с экскурсоводом, обговорили объем экспозиций и характер ознакомления с ними, объяснила как себя вести. Экскурсия имела не только познавательный но и показательно – воспитательный характер, дети многое узнали о природе своего края, с интересом рассматривали экспонаты. Порадовали нас слова экскурсовода о том, что она впервые проводила экскурсию с такими маленькими детьми и приятно удивлена их поведением. Экскурсии послужили толчком к развитию творчества детей. В ролевых и театрализованных играх отразилось увиденное на экскурсиях. Дети с удовольствием играли в народные игры, проявляли интерес к исполнению народных песен.
Однако одного обогащения родителей педагогическими и культурными знаниями недостаточно, родители должны стать единомышленниками воспитателей, а для этого необходимо организовать разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей в которую может входить:
- оснащение групповой комнаты предметами русского народного быта, народными играми, игрушками;
- участие в праздниках и развлечениях;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- совместные субботники по озеленению территории.
Региональная культура в свою очередь является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности.