Ирина Кондакова
Обобщение опыта работы по теме «Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
" Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. " В. Сухомлинский.
По данной теме я начала работать с младшей группы.
Актуальность.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваний среди дошкольников. Это связанно слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательных учреждений и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ играет семья ребёнка и система дошкольного образования. Дети поступающие в детский сад очень часто болеют простудными заболеваниями. И наша группа не исключение. Поэтому мы поставили цели и задачи по данной проблеме на последующие годы пребывания детей в дошкольном учреждении.
Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Цель:
- создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей;
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные :
1. Систематизировать разностороннее педагогическое просвещение родителей о значимости ЗОЖ и о значении физической деятельности в ДОУ и семьях.
2. Научить элементарным приемам сохранения здоровья.
3. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
4. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Воспитательные:
1. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей.
2. Воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.
3. Формировать потребность в положительных привычках.
4. Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Развивающие:
1. Развивать у детей потребность в активной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. Повышение уровня адаптации к окружающему миру (к детскому саду);
3. Повышение качества работы по физкультурно-оздоровительному направлению.
4. Использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников.
Формировать эти навыки не возможно без тесного сотрудничества ДОУ с семьей. Поэтому на протяжении этих лет мы знакомили родителей по данному направлению:
• проводили ежедневные беседы с родителями о самочувствии детей
давали рекомендации;
• предоставляли консультации о правильном питании, о закаливании;
• организовывали спортивные праздники;
• проводили родительские собрания;
• ходили на экскурсии.
Достигая старшего возраста, многие родители повели своих детей в танцевальные кружки, в различные секции борьбы, хоккейный клуб, занялись закаливанием детей.
Кроме того, в течении дня в детском саду создавались условия для двигательной активности детей совместно с музыкальным руководителем и инструктора по физическому воспитанию:
• Беседа с детьми на тему: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Чистота – залог успеха», «Съедобное - несъедобное», «Беседа о вредных привычках».
• Рассматривание иллюстраций о гигиенических навыках, рассматривание картины «Дети делают зарядку».
• Наблюдение за играми и гимнастикой старших детей.
• Чтение потешек, стихов, сказок.
• Разучивание подвижных игр.
• Обогатить предметно-развивающую среду – изготовить родителями нетрадиционное физкультурное оборудование.
• Консультации для родителей: «Режим дня», «Здоровая пища», «Хорошо ходить босиком», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
• Утренняя гимнастикака является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики., артикуляционная гимнастика, зрительная и дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, игры на мелкую моторику.
• Физкультурные занятия.
• Лепка, рисование.
• Прогулки и игры на свежем воздухе.
• Массаж ладошек карандашами, точечный массаж.
• Закаливающие процедуры (массажные дорожки, воздушные ванны).
• Релаксация - эмоциональные разрядки.
• Спортивные досуги и развлечения
Работа в течении всего периода пребывания ребенка в детском саду строилась на систематичности и последовательности. Учитывали интересы и способности каждого ребенка. При выборе форм работы с родителями учитывали тип темперамента ребенка, тип семьи (полная, неполная, многодетная, образ жизни семьи, характер и стиль семейных отношений.
Для участия в городском празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», мы выбрали две семьи: Ахметгалиевых и Галимовых. После участия в этом празднике дети в этих семьях стали более активными и уверенными в себе, появился интерес к спорту. Родители поняли важность участия в жизни своих детей, стали чаще проявлять желание в различных конкурсах.
К концу подготовительной группы большинство детей начали сознательно заботиться о своем здоровье, знали, как правильно питаться, с удовольствием выполняли закаливающие процедуры, знали значение всех органов чувств человека, узнали некоторые заболевания и их причины возникновения, осознали необходимость соблюдения правил личной гигиены, поняли пользу физкультурных занятий. Некоторые дети не усвоили эти критерии, причина - в родителях которые, мало уделяли время детям.
Какой вывод можно сделать, работая по теме ЗОЖ? За период работы по теме «Охрана здоровья и формирования ЗОЖ».
снизилась заболеваемость детей, увеличилась посещаемость до 96%, совместная работа с родителями сплотила семьи.
Поэтому, набрав новую младшую группу, я продолжила работать над этой темой.
Приложение.
• Конкурс среди родителей по изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования.
• Фотовыставка о культурно-гигиенических навыках.
• Родительские собрания : «Лекарственные растения в нашей жизни», «Здоровье детей в наших руках».
• Совместная работа родителей и детей по теме : «Лекарственные растения».
• Консультации для родителей «Закаляйся, если хочешь быть здоров»; «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Соревнование в спортивном зале Ледового дворца.
Болеем за наших хоккеистов.
«Веселые старты» первоклассников и подготовишек
«Мама, папа, я – спортивная семья».
Готовимся к конкурсу.
Награды за участие.
Проект в 1 младшей группе.
Актуальность: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.
Одной из причин высоких показателей заболеваемости детей в дошкольных учреждениях является недостаточная компетенция родителей в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к своему здоровью и к здоровью своих детей.
Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно - оздоровительной работы.
Тип проекта: групповой, долгосрочный.
Задачи проекта:
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре.
Срок реализации: 1 год.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Основной этап:
Заключительный этап:
• Спортивный праздник с участием родителей и детей.