Елена Исева
Перспективный план работы по теме «Воспитание культуры речевого общения у детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина»
Перспективный план работы
по теме
речевого общения у детей 5 – 7 лет»
Составитель:
воспитатель 1 категории
Исева Елена Федоровна
Г. Бор, 2015 г.
М-ц Регламентированная деятельность Методы и приёмы Работа с родителями
Сентябрь
«Учимся представляться
Публикация «Перспективный план работы по теме „Воспитание культуры речевого общения у детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Помочь ребёнку составить представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определённых случаях.
«Говорю и понимаю без слов»
Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чём говорят другие, их настроение при помощи мимики и жестов
Беседа; проигрывание проблемных ситуаций; рассматривание и обсуждение фотографий и иллюстраций;
Игровые упражнения на развитие чувства близости: «Ласковое имя»; проигрывание игровых ситуаций знакомства; «Знакомство», «Давай познакомимся»;
Игровые упр-я:
«Мимическая гимнастика»,
«Подари движение»,
«Угадай моё настроение»,
«Передай моё настроение»,
«Поделись хорошим настроением»,
«Волшебный мешочек»,
«Расскажи о своём настроении»,
«Приветствие (прощание) без слова;
Этюд «Маугли»;
Игры «Как я был новенький»,
«Подумай и сделай»;
Игра – сюрприз «Зигзаг удачи»;
Работа с пиктограммами;
Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей»;
Чтение с обсуждением:
Остер «Будем знакомы».
Разговор с родителями о важности и необходимости расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребёнка правилу знакомства.
М-ц Регламентированная деятельность Методы и приёмы Работа с родителями
Октябрь
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Познакомить детей с применением комплимента как способа поощрения, выражения доброжелательности.
«Всё начинается со слова «здравствуй»
Раскрыть значение слова «здравствуй», употребление его в зависимости от партнёра, с которым общаешься; времени суток; вариативных слов приветствия.
Беседы с детьми «Что такое «комплимент?», «С кем и как можно поздороваться?»;
Игры: «Комплимент», «Вежливый котик», «Вежливые очки», «Займи место», «Кто первым поздоровается?», «Розовое слово «привет»;
Упражнения: «Добрые слова приветствия», «Закончи предложение», «Добрые слова»;
Игра – разминка «Вежливые часики»;
Этикетные задачки: «Вежливые загадки», «Подсказки госпожи Указки»;
Разъяснение, моделирование и анализ ситуаций;
Чтение и разучивание:
Кривошеева «Доброе утро»;
Шибаев «Дядя Саша огорчён»,
«Добрый день», «Доброго пути», «Здравствуйте»;
Солоухин «Здравствуйте».
Вместе с родителями придумать и записать формулы комплиментов на одобрение внешности, личных качеств.
Придумать вежливую сказку «Здавствуй».
М-ц Регламентированная деятельность Методы и приёмы
Работа с родителями
Ноябрь
«Расставаясь, говорим мы «до свидания»
Раскрыть значение слова «до свидания», употребление в зависимости от партнёра различных форм прощания.
«Волшебное слово «спасибо»
Обучить детей уместному использованию различных формул благодарности.
Беседы с детьми;
моделирование, проигрывание и анализ ситуаций;
рассматривание фотографий, иллюстраций;
приём ТРИЗ «Что было бы, если…»;
чтение отрывков из художественных произведений;
игра – упражнение «До свидания»;
игра – соревнование «Кто больше знает слов прощания»;
дидактические игры «У нас в гостях кукла Таня», «Вежливый котик», «Подарки»;
упражнение «Закончи предложение»;
работа с пиктограммами;
чтение и заучивание стихов.
Чтение художественных произведений;
Игра соревновательного характера «Кто больше знает слов прощания»;
Предложить придумать вежливую сказку, нарисовать к ней иллюстрации
М-ц Регламентированная деятельность Методы и приёмы Работа с родителями
Декабрь
«Вежливая просьба»
Познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованные разным партнёрам по общению : незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику
Беседа;
дидактическая игра – драматизация «Как Буратино стал вежливым»;
творческая игра «Страна вежливости;
игра – инсценировка «Котёнок»;
игра – драматизация «Вежливое слово»;
литературная викторина «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо»;
чтение:
С. Маршак «Ежели вы вежливы»,
Пивоварова «Был ослик очень вежливым»,
Осеева «Волшебное слово»;
игры:
«Подсказки госпожи Указки»,
«Вежливый трамвайчик».
Обсудить с родителями вопрос «Вежливость в семье», её значение для формирования у ребёнка убеждения о необходимости культурно разговаривать.
М-ц Регламентированная деятельность Методы и приёмы Работа с родителями
Январь
«Разговор о том, как быть уступчивым»
Объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение.
Беседа;
моделирование и проигрывание ситуаций;
рассматривание фотографий и иллюстраций;
работа с пиктограммами;
приём ТРИЗ;
упражнения:
«Ссора», «Волшебный мешочек»,
«Передай своё настроение»,
«Расскажи о своём настроении»,
«Поделись хорошим настроением»,
«Разговор через стекло»,
«Доброе животное»,
«Маски», «Интонации»,
«Так будет справедливее»;
этюды:
Любопытный», «Сосредоточенный»,
«Усталость», «Солнышко», «Стыдно»;
дидактическая игра «Настроение»;
игра – драматизация по стих-ю Мошковской «Вежливое слово2;
игры – инсценировки: «Ябеда», «Мостик»;
чтение: Мошковская «Я маму свою обидел», Ермолаев «Лучший друг», Осеева «Отомстила»,
К. Тонгрыгулиев «Петухи»;
игротека «Волшебное слово».
консультация «Нужно ли ребёнку уступать?»;
Беседа с родителями на тему
«Как мы делаем замечания своим детям»;
Предложить родителям завести дневник «Настроение ребёнка»
М-ц Регламентированная деятельность Методы и приёмы Работа с родителями
Февраль
«Я учусь культурно разговаривать»
Познакомить детей с правилами культурного поведения при общении с окружающими
Беседы;
моделирование и проигрывание ситуаций;
упражнения:
«Цветок вежливости»,
«Дружба начинается с улыбки»,
«Помоги волшебнику»,
«Выручи из беды»,
«Попроси помощи»,
«Что можно сделать для друга»,
«Ссора»,
«Магазин вежливых слов»,
«Болезнь куклы»,
«Хороший поступок»,
«Сколько стоит доброе слово»,
«Сердечная ромашка»,
«Чем ты можешь поделиться»,
«Как сделать так, чтобы добро на планете Земля умножалось»;
этюды:
«Поссорились – помирились,
«Кто виноват»,
«Странная девочка»;
дидактические игры:
«Как Буратино стал вежливым»,
«Не забывай о товарищах»,
«Эти разные слова»;
игры – инсценировки:
«Мишка и зайка»,
«Катание кукол на санках»;
игра – драматизация «Узнай себя»,
игры – драматизации сказок;
творческая игра «Страна вежливости»;
чтение:
Ненецкая народная сказка «Кукушка»,
Рассказ Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад»
Беседы с родителями;
консультация
«Как мы разговариваем с детьми»;
рекомендации для родителей с целью совершенствования собственных умений общения,
«Читаем сказки»,
Родительское собрание на тему «Учимся общаться с детьми».
М-ц Регламентированная деятельность Методы и приёмы Работа с родителями
Март-апрель
«Разговор с другом»
Обучать детей умению слушать собеседника, быть внимательным к партнёру по общению
«Сострадание, утешение, милосердие, забота»
Учить соединять переживание со словесным выражением сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы
Моделирование и проигрывание ситуаций;
Игровые упражнения:
«Дружба начинается с улыбки»,
«Помоги волшебнику»,
«Выручи из беды»,
«Попроси помощи»,
«Что можно сделать для друга».
«Ссора»,
«Магазин вежливых слов»,
«Болезнь куклы»,
«Тише, Танечка, не плачь»,
«Хороший поступок»,
«Сколько стоит доброе слово»,
«Сердечная ромашка»,
«Чем ты можешь поделиться»;
Этюды:
«Поссорились – помирились»,
«Кто виноват?»,
«Странная девочка»;
Дидактические игры:
«Не забывай о товарищах»,
«Эти разные слова»
Игры – инсценировки:
«Мишка и зайка»,
«Узнай себя»;
Творческая игра «Страна вежливости»;
«Подсказки госпожи Указки».
«Волшебная извинялочка»,
«Волшебная мирилка»,
«Утешалочка для девочек»,
«Считалка – утешалка».
Консультации на тему:
«Благоприятная атмосфера в семье – залог психического здоровья ребёнка»,
«Правила поведения в процессе общения с детьми»
М-ц Регламентированная деятельность Методы и приёмы Работа с родителями
Май
Добрые слова, волшебные дела
Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим, взрослым, сверстникам, малышам,
Умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей Беседы;
Моделирование и проигрывание ситуаций;
Рассматривание иллюстраций;
Приём ТРИЗ «Хорошо – плохо»;
Упражнения:
«Улыбка»,
«Комплимент»,
«Эти разные слова»,
«Магазин Вежливых слов»,
«Хороший поступок»
Чтение:
Толстой «Два товарища»,
Ивлева «Я утром в детский сад иду»,
Ивенсен «Кто поможет»,
Кузнецова «Подружки»,Александрова «Подарили нашей Варе»,
«А. Барто «Я не знаю, как мне быть»,
О. Дриз «Добрые слова»,
Погореловский «Стать добрым волшебником»,
Осеева «Просто старушка». Консультация «Знакомство с играми, способствующими становлению культуры речевого общения», «Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей»