Елена Конакова
Эффективность использования условий среды для развития театрализованных игр детей средней группы. (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность использования условий среды для развития театрализованных игр детей средней группы.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребёнок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации.
Публикация «Эффективность использования условий среды для развития театрализованных игр детей средней группы, (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
О значении игры для ребёнка нет нужды рассказывать, т. к. именно в игре получают развитие все сущностные силы ребё нка: это и психические процессы (восприятие, внимание, воображение); развитие эмоциональной сферы, познавательные интересы, любознательность. Ведь игра - это форма жизни детей, и она проникает в различные виды деятельности: учебную, трудовую, повседневно - бытовую и в саму игру.
Условно все игры детей дошкольников можно разделить на сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой и является её разновидностью.
Театрализованная игра - это самый распространённый вид детского творчества. Поэтому наблюдая за играми детей, мы приходим к выводу, что у детей есть интерес к перевоплощению, к восприятию художественного. образа, желанию взаимодействовать с другими детьми в том же образе. Но мы также водим и то, что детский опыт очень беден, театрализованная игра не возникает по причине того, что у детей отсутствуют умения и навыки, знания о театре, и при том, что речь детей в этой игре очень ограничена. Наша цель всему этому научить детей. Работу начали с организации и оформлении предметно-развивающей среды. Ведь ребё нок знакомится с окружающим миром с помощью анализаторов : зрительных, слуховых и двигательных. Поэтому при оформлении и организации зоны театральной деятельности учитывалось всё : пространство в котором дети будут двигаться, игрушки, костюмы, маски, которые дети будут использовать в играх, разнообразные театры, наличие ширм разного размера, музыкальные инструменты, а так же музыкальное оформление (магнитофон с подборкой аудио кассет со знакомыми песнями и мелодиями из мультфильмов, музыкальные диски с записями инструментальных пьес). Каждый год эта зона театрализованной деятельности расширяется и пополняется.
После этого нами были определены основные направления работы с детьми, для того, чтобы они приобрели необходимые навыки и умения для возникновения театрализованной игры. И здесь мы руководствовались программными требованиями. Были определены 3 основных задачи :
1. Научить детей использовать выразительные средства :
Мимика, жесты, ритмические, пластические движения под музыку, передавать позы, движения, умение действовать в воображаемой ситуации.
2. Развивать культуру и технику речи :
Связная, образная речь, чёткая дикция, правильное использование интонаций, которые выражают разнообразные эмоциональные состояния, умение фантазировать, сочинять короткие рассказы, подбирать простейшие рифмы.
3. Знакомство с театром :
Элементарные понятия о театральных профессиях, виды театрального искусства, в театре есть сцена, кулисы, особое внимание уделяем культуре поведения в театре
Все эти задачи выполняются в разных видах деятельности : на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим, музыкальных, физкультурных, в разнообразных дидактических играх, подвижных, сюжетных играх; даже физкультминутки способствуют развитию некоторых навыков, например: «Смелые мышки», «Лебеди летят, крыльями машут», «Быстрая кошка» и т. д. Подвижные сюжетные игры такие как : «Зайка беленький сидит», «Лохматый пёс», «Бездомный заяц».
Создавая игровую ситуацию, мы способствуем развития стремления детей к фантазированию. Ребёнок оказывается в предлагаемых обстоятельствах. Чтобы изобразить кого-то или что-то, помогают жесты, мимика. Здесь хорошо подходит игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Примером подготовки к игре по сказке «Репка» была проведена игра-этюд «Животные во дворе». Цель этой игры заключалась в развитии артикуляции и дикции, а также в изображении движений животных.
Воспитатель: «Ребята, вспомните, какие животные живут на деревенском дворе? У них разный характер, повадки. Даже одни и те же животные отличаются друг от друга». Вызываются несколько детей, которые под музыку изображают домашних животных: ленивого кота, голодного поросёнка, крикливого щенка, наглую ворону, быструю мышку. Далее заучивается стихотворный текст к игре «Репка» :
«Уважаема в народе, я расту на огороде.
Вот какая я большая! До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая, называюсь Репкою!
Используется плоскостной театр и фигура Репки.
Все эти методы позволяют детям легко погружаться в мир фантазии, исполнять функции как зрителя, так и артиста, так же развиваются способности к импровизации.