Наталья Юрьевна
Из опыта работы социального педагога по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шульгина Любовь Николаевна, социальный педагог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Берёзка», г. Коряжма.
Описание материала: предоставляю вам материал из опыта работы по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ»
Публикация «Из опыта работы социального педагога по теме „Социализация детей-инвалидов в ДОУ“» размещена в разделах
Социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
В настоящее время во многих странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т. е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».
Процесс социализации (по Л. М. Шипицыной) осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:
в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки;
Для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития основной задачей является социальная адаптация.
Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей-инвалидов. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей-инвалидов.
Цель: создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в ДОУ.
Задачи:
1. Способствовать социально-личностному развитию детей-инвалидов;
2. Повышать компетентность родителей в вопросах социализации, через использование активных форм сотрудничества с семьей.
На протяжении 10 лет в нашем детском саду работает группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. Возраст детей от 4 до 7 лет. Дети, поступающие в нашу группу, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию, это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья с разными, порой очень сложными дефектами в развитии.
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, это включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, вовлечение детей в массовые мероприятия, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Вовлечения детей-инвалидов в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д., проводимые в образовательном учреждении).
Задача социализации детей-инвалидов является одной из важных в деятельности коррекционной группы. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей.
От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов нашего ДОУ направить свои усилия на создание условий для успешной социализации детей-инвалидов и социально-личностного развития ребёнка. Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать нравственные личностные качества.
Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего, комфорт в душе ребенка (ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций.). Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности.
Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.
Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей и специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на эмоциональное развитие такого ребёнка.
Основные критерии профессионализма педагогов :
- понять и помочь
- позитивное отношение к жизни;
- стремление к лучшему;
- формирование творческой активности;
- доброжелательное отношение;
- обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;
- грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие, ими являются:
- семья
- детский сад
Но, ни для кого не секрет, что родители детей-инвалидов – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию. Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании таких детей.
Главным педагогическим условием успешной социальной адаптации ребёнка-инвалида к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в такой группе, а также воспитатели узнают об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.
Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей, отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников этой группы.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребёнка-инвалида в социальный мир.
Формы и методы взаимодействия используемые с родителями:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
Дни открытых дверей– родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Наглядная информация – родители просвещаются о ходе педагогического процесса непосредственно без контакта педагога.
Анкетирование, тестирование, опросы – проводятся с целью изучения потребностей родителей. При помощи анкетирования можно узнать особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей и их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться об особенностях воспитания ребёнка.
Памятки, информационные письма – это мини-пособие по проблемам воспитания, обучения таких детей.
Групповые дискуссии – повышают грамотность родителей, они позволяют выявить индивидуальные приёмы воспитания.
Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Совместное творчество детей и родителей (концерты, соревнования, выставки и т. п.)
Посещение семей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. А в семьях, которые воспитывают детей –инвалидов, необходимо тщательное их изучение.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: что включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности, создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей принесли результаты.
Я думаю, что предложенный опыт работы по созданию условий для успешной социализации детей-инвалидов будет полезен многим ДОУ воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не так важно быть «нормальным»,
как научиться принимать нас такими,
какие мы есть: мы хотим жить и
любить в полную меру…
Дэвид Вернер
Литература:
Подколзина Е. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Москва, 2009.
Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. Москва, 2007.
Давыдова О. И., Богославец Л. Г. Работа с родителями в детском саду. Москва, 2005.
Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Москва, 2004.