Елена Ануфриева
Информация для воспитателей «Формы работы с с младшими дошкольниками по формированию духовно-нравственного отношения к семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родному дому»
Подготовила: Ануфриева Е. И.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Публикация «Информация для воспитателей „Формы работы с с младшими дошкольниками по формированию духовно-нравственного отношения к семье“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо.
Все хорошее начинается с родного дома и матери - хранительницы очага. У нас есть огромное желание воспитывать у ребенка : любовь к самому близкому к родному дому и детскому саду. Дошкольник с младшего возраста должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом- гражданином России. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научить не только брать но и отдавать, заботится о близких с детства, быть внимательными к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется в непрерывно-образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создается развивающая предметно-пространственная среда.
Содержание и формы работы следующие :
1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
С целью воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
2. Экскурсии, целевые прогулки.
3. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
4. Воспитание уважения к труду.
5. Беседы с детьми.
6. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен.
7. Чтение художественной литературы.
8. Встречи с семьями. Совместные творческие работы детей и родителей.
9. Посещение музея, библиотеки
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение совместных с родителями праздников.
В духовно – нравственном воспитании должно прослеживается
несколько направлений работы :
1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формировать первые представления о Родине, чувствах гражданственности в младшем возрасте лучше всего через игровую деятельность.
Игра, целиком отвечает внутренним потребностям ребенка, особенно младших дошкольников. Именно игра, а, следовательно, и досуг расширяют детские возможности в творчестве, развивают кругозор и потребности дошкольников. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Это отражается в сюжетно ролевых играх детей, таких как «Семья», «Дом».
В свободное время дети с удовольствием рассматривают свои семейные альбомы.
Они рассказывают о том, кто находится на фотографии, где они были в это время, делятся своими впечатлениями со сверстниками.
Уже с младшего возраста мы беседуем с детьми о нашем городе. Дети рассказывают где они были в выходные дни, что интересного увидели. В свободное время ребята рассматривают иллюстрации о нашем городе, они узнают здания, улицы города, делятся своими впечатлениями. Воспитывая у детей любовь к своему городу, мы постепенно подводим их к пониманию, что наш город —частица нашей большой страны. А наша страна -это Россия.
Знакомя малышей с русскими народными сказками, и обыгрывая их в играх, мы тем самым приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Очень важно знакомить детей с различными видами декоративного творчества. Большую радость детям приносят русские народные игрушки и игры с ними. Знакомство с народными игрушками: дымковской, Богородской, матрёшкой начинается с младшего возраста. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Чтобы игры с народными игрушками были более увлекательными мы подбираем потешки, стихотворения, песенки, прибаутки, соответствующие народной игрушке.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, формируют у детей устойчивое отношение к культуре родной страны.
Через наблюдения мы знакомим малышей с природой нашего края, животным и растительным миром. Так закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, формируется в ребёнке воспитание любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, рисунков, и фотографий на тему
"Моя семья", "Как я отдыхал этим летом", " Осенняя фантазия".
Важным условием для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста является тесная взаимосвязь детского сада и семьи, потому что именно семья является хранительницей национальных традиций. Поэтому, чтобы донести до ребёнка духовность, красоту народных традиций, надо научить его видеть традиции своей семьи, уважать их, показать ребёнку, что традиции передаются из поколения в поколение. В этом нужна помощь родителей.