Наталья Черникова
Консультация «Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а самое главное - создаются благоприятные условия для развития личностных качеств (самостоятельности, инициативности, произвольности поведения, формируются навыки общения со сверстниками.
Публикация «Консультация „Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками“» размещена в разделах
Проблеме развития игровой деятельности уделяли особое внимание такие педагоги-психологи, как Н. Ф. Комарова, Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. П. Усова, А. В. Запорожец.
На протяжении длительного времени руководство игровой деятельности остается важной проблемой в дошкольной педагогике.
Актуальность проблемы заключается в том, что:
-педагоги недооценивают значение игры
В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строить отношения со взрослыми и сверстниками.
-низкий уровень развития игры дошкольников
Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируются у детей.
-низкий уровень психологической готовности детей к школе
Психологическая готовность к школе рассматривается как условие успешного перехода детей от игровой деятельности к учебной деятельности. В разных видах игры происходят важнейшие изменения психики детей, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми. Дети не умеют согласовывать свои действия при решении общей задачи, затрудняются учитывать точку зрения партнера.
Основные подходы к обучению детей игровой деятельности
1. Методика комплексного руководства играми детей (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова).
Обучение детей игре строится на основе логики развития игры, поэтапного формирования ее как деятельности
2. Методика обучения детей игре (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова).
Формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способа отображения окружающего мира.
3. Развитие воображения детей в игровой деятельности (Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережковская).
Обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития.
Полноценное развитие игры дошкольников зависит в целом от того, как происходит развитие игровой деятельности в разные периоды дошкольного детства.
Рассмотрим аспекты организации игры с младшими дошкольниками.
К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру.
Воспитатель ставит следующие задачи на этом этапе развития у детей игровой деятельности:
- научить ребенка принимать игровую роль и обозначать ее для партнера по игре;
- осуществлять специфические для роли предметные действия;
- развёртывать ролевое взаимодействие-диалог;
- изменять в ходе игры ролевое поведение и игровую роль в зависимости от сюжета;
- развивать игры детей с опорой на их личные интересы.
Структура сюжетно-ролевой игры
-игровой замысел
-мотив
-сюжет игры
-содержание игры
-игровые действия
-игровые правила
Педагогические принципы:
-для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен
вместе с детьми
-воспитатель должен с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом следующем этапе развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения
-начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому и сверстнику
-на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры
Условия формирования игры
-создание педагогом полноценной развивающей образовательной среды
-деликатное, тонкое руководство играми детей, чтобы они чувствовали себя
субъектами игры
-создание педагогами препятствий, проблем, чтобы дети их преодолевали
-способность педагога играть, управлять своей игрой, использовать ее во
вспомогательных целях, уметь грамотно осуществлять диагностику детских
игр и планировать свою деятельность по развитию игры и ребенка в ней
Адекватная предметно-пространственная среда (в соответствии с требованиями ФГОС ДО):
-насыщенность среды;
-трансформируемость игрового пространства;
-полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей, мягких модулей, ширм);
-доступность среды, игровых материалов, возможность использовать все элементы игрового пространства;
-вариативность среды (наличие микропространств для разных видов игр);
-безопасность среды (соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности для психологического здоровья).
Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.
Например, воспитатель начинает игру один. Берет в руки куклу: «Кукла Даша плачет. Надо ее покормить. Сварю для куклы кашу». Затем вовлекает в игру ребенка: «Саша, помоги мне, пожалуйста, покачай куклу Дашу, пока я варю кашу». Девочка берёт куклу, жалеет её. Воспитатель убирает кастрюлю с кашей с плиты: «Всё, каша готова. Пора кормить Дашу». Затем воспитатель втягивает в игру еще одну девочку: «Катя, ты не поможешь мне накрыть на стол? Кукле Даше пора завтракать». Девочка сервирует стол, накладывает кашу в тарелку. Затем воспитатель незаметно выходит из игры, предоставляя детям возможность самостоятельно продолжить игру.
Важно, чтобы между детьми в игре было ролевое взаимодействие. Для этого можно использовать такой прием, как внесение в игру игрушечного телефона. Можно организовать игру взрослого с детьми в «телефонный разговор». Разумеется, использовать этот прием можно только в том случае, если дети представляют себе назначение настоящего телефона. Игровые ситуации могут быть любые, например, разговор мамы с дочкой, врача с больным пациентом. Сначала воспитатель играет в «телефонный разговор» с одним ребенком, а потом просит детей попробовать разыграть телефонный разговор между собой.
Еще одним приемом, способствующим развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог, является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Это очень простые сказки: «Репка», «Теремок», чуть более сложные: «Колобок», «Три поросенка», «Волк и козлята». В таких играх воспитатель может взять на себя роль главного героя, а затем постепенно вовлечь в ролевое взаимодействие остальных персонажей сказки.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Для обозначения условного игрового пространства уместно использовать разнообразные ширмы-передвижки из картона или складные деревянные рамы (маркеры игрового пространства). Ширмы могут предоставлять собой туалетную комнату, кухню или мастерскую. Ими можно огородить комнату в квартире или кабинет врача. На стены ширмы изнутри можно наклеить с помощью липучек и накладных панелей - картинок газовую плиту, стол или ванну (в зависимости от сюжета). Например, воспитатель закрепляет на кубе картонную панель бензоколонку, и дети придумывают сюжет, как они находятся на автозаправке. Подставляя скакалку или шнур, «заправляют» машины «бензином», «моют» их.
Для складывающихся деревянных рам можно сшить из плотной ткани накидки, отражающие разные виды транспорта, затем надеть на рамы сверху и закрепить с помощью ленточек или тесьмы. Благодаря тканевым накидкам рамы смогут превратиться в машину, в пароход либо в самолёт (по желанию детей).
В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям, которые могут восполнить недостающие сюжетные игрушки. Можно приобрести коробку, обклеить ее цветной самоклеящейся бумагой, или купить пластиковый контейнер большого размера, в которые можно положить различные пробки, кусочки поролона, меха, деревянные брусочки, старые фломастеры, ленточки и т. д. Место подобной коробке надо отвести в игровом уголке.
Также в игровом уголке должно быть отведено место, где могут храниться различные элементы одежды: юбки, фартуки, сумки, фуражки, кепки, галстуки. Можно сделать своими руками простые украшения, например, яркие бусы, браслеты, ободки.
Воспитатель может привлечь детей к изготовлению простейших атрибутов для игр. Например, вместе с детьми можно сделать муляжи фруктов и овощей из солёного теста, глины, затем раскрасить их.
Благодаря правильному руководству сюжетными играми младших дошкольников игра проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится более самостоятельной и начинает носить творческий характер