Токмакова Людмила
Индивидуальный подход в обучении, коррекции и воспитании с учетом особенностей латерального профиля ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Многие личностные особенности, черты характера, особенности мышления, восприятия, способности к различным видам деятельности (рисование, пение, игра на музыкальных инструментах, способности к изучению языков и многое другое) – зависят от межполушарного взаимодействия, особенностей индивидуального латерального профиля. Если рассматривать все типы асимметрии мозга, то можно сказать, что есть правши, левши, лево- и правополушарники с сильной или слабой праворукостью, есть смешанные (конфликтные) профили. Профили бывают естественные (природные) и приобретенные (патологические). Все эти особенности влияют на возможности ребенка в обучении, коррекции и воспитании. А также оказывают влияние к тем или иным видам профессиональной деятельности. Определить индивидуальный латеральный профиль не сложно. Это можно сделать и в домашних условиях. Только в более подробной интерпретации результатов, скорее, понадобится помощь специалиста. Экспериментальные исследования указывают на то, что тип индивидуального латерального профиля влияет на протекание различных психических процессов (двигательных, когнитивных, эмоциональных).
Публикация «Индивидуальный подход в обучении, коррекции и воспитании с учетом особенностей латерального профиля ребенка» размещена в разделах
Существуют - сенсорные, моторные и психические асимметрии. Каждая из этих асимметрий подразделяется на множество парциальных видов. Например, внутри моторной выделяют ножную, ручную (мануальную, глазодвигательную и др. Внутри психических – асимметрия мозговой организации речевых, мнестических, интеллектуальных, перцептивных и др. К сенсорным относятся – зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. Более сложными и неординарными считаются группы левшей, амбидекстров и со смешанным латеральным профилем. Именно дети из этих групп находятся в группе риска по заиканию (логоневрозу, что подтверждается исследованиями Т. Г. Визель. Этот факт важно учитывать особенно в возрасте с 2-х до 7-ми лет. Именно в этом возрасте риск велик, т. к. дети имеют высокую природную предуготованность к заиканию. Пусковым, но не причинным моментом, чаще всего является испуг, либо другие стрессогенные ситуации (а причина – в особенностях функциональной асимметрии). Кроме того, не следует забывать и о половых различиях детей в когнитивных функциях, в процессе обучения и в эмоциональной сфере. Среди наших пациентов, пришедших на консультацию, больше мальчиков, чем девочек. Так же известно, что среди детей страдающих СДВГ, заиканием тоже больше мальчиков. Многочисленными исследованиями доказано, что наибольшей стрессоустойчивостью обладают девочки по сравнению с мальчиками, так как у девочек нервных волокон, соединиющих два полушария, значительно больше.
Взаимодействие полушарий в норме реципрокно. Это означает, что при активности одного полушария, другое на это время несколько затормаживается. Если одно из полушарий является доминирующим и определяет индивидуально-психологические особенности, следует помнить, что мозг работает как единое целое. Меняя различные виды деятельности (коррекционного воздействия) мы можем поочередно активировать то одно, то другое полушарие. Специалистами накоплен немалый опыт в процессе нейропсихологической коррекции.
У человека большинство органов парные: две руки, две ноги, два глаза, два уха, два легких, два полушария мозга. Парность органов не означает их одинаковое функционирование. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга представляет собой различное по характеру и неравное по значимости участие левого и правого полушария в осуществлении психической функции. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Формирование и распределение асимметрии происходит в раннем возрасте под влиянием в большей степени биологических факторов, в меньшей степени социокультурных. Индивидуальные различия здоровых детей (и взрослых) тесно связаны с вариабельностью сочетаний парциального доминирования моторных и сенсорных признаков, что определяет их вклад в процессы реализации высших психических функций. Показателями нормативного психического развития считается проявление четко выраженной асимметрии в различных функциональных сферах. Недооценка в обучении, воспитании и коррекции особенностей асимметрии снижает эффективность воздействия. И более того, может способствовать ухудшению состояния здоровья и качества обучения. В нашей практике есть тому немало примеров. Пренебрежение особенностями индивидуального профиля способно приводить к состоянию хронического эмоционального, сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего иммунную систему. Бесспорно, исследование индивидуально-психологических особенностей детей с различным индивидуальным профилем, с учетом половых различий, перспективно и нуждается в дополнительных исследованиях.
На сегодняшний день в исследованиях функциональной асимметрии не существует единой классификации типов латерализации. Условно, по доминированию руки, ноги, глаза, уха можно увидеть индивидуальных профиль асимметрии. Смешанный профиль отличается многообразием вариантов (по сочетанию этих четырех признаков).
В настоящее время известны классификации Т. А. Доброхотовой, Е. Д. Хомской и И. В. Ефимовой, В. Д. Еремеевой, П. Деннисона, А. Л. Сиротюк и др. Например, В. Д. Еремеева приводит в пример мальчика с ведущей правой рукой и ведущим левом глазом (конфликт связки «рука-глаз») – ребенок с подобным профилем запаздывает в развитии на ранних этапах, будучи здоровым ребенком. Так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария при таком сочетании мануальной и зрительной асимметрии окончательно несформированы. И это является вариантом нормы. Незнание подобных особенностей может ошибочно толковаться как отклонение в развитии. А между тем, взрослые люди с описываемым индивидуальным профилем чаще имеют высокий уровень интеллектуального развития. По результатам исследования А. Л. Сиротюк (2000-2001г) – младшие школьники с различными индивидуальными профилями имеют значимые различия по успешности обучения. Наиболее высокого уровня успешности в обучении достигают школьники с перекрестным профилем, особенно с левополушарным правосторонним индивидуальным профилем. Низкий уровень успешности обучения отмечен у школьников с односторонним индивидуальным профилем, особенно с правополушарным правосторонним (при традиционном обучении). У школьников этого типа существует наиболее выраженное противоречие между психологическими особенностями и системой современного традиционного обучения, что нередко приводит к их дисгармоничному развитию. К таким детям необходим индивидуальный подход, и тогда способности ребенка могу раскрыться в полной мере без вреда для здоровья.
Результаты исследований также показали, что девочки с ведущим левым ухом делают меньше ошибок при чтении, при списывании текста и при письме под диктовку. Успешность обучения девочек с ведущим левым глазом выше, чем у девочек с правым глазом. В целом, в исследовании отмечено, что успешность обучения девочек в большей степени зависит от сенсорной асимметрии, а мальчиков – от моторной асимметрии.
Интересной, к примеру, является особенность восприятия информации детьми с разным профилем. При сочетании ведущего левого полушария и ведущего правого уха в время стресса – ребенок будет воспринимать позитивную аудиальную информацию, так как левое полушарие отвечает за позитивные эмоции. А при сочетании ведущего правого полушария и левого уха -восприятие будет направлено на выбор негативной аудиальной информации из всех возможностей, так как именно в правом полушарии порождаются негативные эмоции. Получается, событие (или информация) одно, а восприятие будет разным, в зависимости от индивидуального профиля.
Интересным является случай, описанный К. Ханнафордом. Он приводит пример наблюдения на 15-ти летней девочкой, которая была у него на консультации по причине неуспеваемости по математике. У девочки доминантным являлось левое полушарие, левый глаз, правая рука и правое ухо. Ее профиль показывал доминирование логики в сочетании со слуховым и коммуникативным восприятием. Для таких учеников характерны успехи по математике. К. Ханнафорд решил понаблюдать за девочкой во время урока. Учитель посадил ее непосредственно перед собой, в начале ряда. И каждый раз, когда он читал или писал задачу на доске, девочка закрывала глаза и поворачивалась к нему правым ухом. Таким образом она неосознанно старалась оптимальным образом использовать предпочитаемый путь восприятия информации (аудиальный канал) в ситуации, которая для нее стала стрессовой. Учитель строго говорил: «Смотри на меня, смотри на доску!». Но как только ей приходилось смотреть на доску и на учителя, она теряла слуховую концентрацию и оптимальные возможности для обучения.
Не просто так привела я это пример. При обращении за консультацией нередко приходится слышать или читать в школьных характеристиках, где родители и педагоги сетуют на то, что ребенок невнимателен, постоянно приходится привлекать его зрительное внимание дополнительными способами. При обследовании профиля этих детей нередко приходится констатировать особенности ребенка, сравнимые с вышепредстваленным случаем. А как часто приходится наблюдать картину, когда какой-либо значимый для ребенка взрослый говорит : «Смотри мне в глаза, когда я с тобой разговариваю! Смотри, я тебе сказал (а!». И невооруженным взглядом видно, что ребенок испытывает явный дискомфорт, что-то идет не так.
Тип индивидуального латерального профиля позволяет строить прогнозы, является диагностическим критерием для организации воспитательного, обучающего или коррекционного процесса. Каждому человеку в повседневной деятельности, в работе или в обучении свойственны определенные предпочтения в выборе того или иного стиля мышления. По каждому из этих стилей специализируется определенная часть мозга. Таких основных стилей четыре с множеством различных дополнитеьных особенностей, что и делает человека индивидуальным. Знания о предпочтительном стиле способствуют значительному расширению возможностей ребенка (или взрослого) в процессе обучения и на работе. Той же цели эффективности обучения или повышения работоспособности служат сведения об индивидуальных особенностях, которые можно целенаправленно развивать. Подобные знания послужат повышению умственного и творческого потенциала. К примеру, если Вы мыслите абстрактными категориями, полезно будет научиться навыкам практического мышления. А приобретая новые навыки Вы откроете для себя новые возможности и на работе, и в учебе. При этом, своих преимуществ не лишитесь.
Уважаемые коллеги, психологи, педагоги (др. специалисты, работающие с детьми) старайтесь по возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности ребенка. Дети не виноваты в своей гиперактивности, медлительности или невнимательности. Да, они не всегда идеальны, порой просто невыносимы. Они не похожи друг на друга, они часто не соответствуют нашим ожиданиям. Если Вы выбрали такой ответственный труд, то будьте его достойны. И пусть Ваши усилия, Ваш труд, приносят только пользу.