Лариса Букавцова
Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Колосок» села Родино, филиал МБДОУ - детского сада «Березка» села Шипуново, Шипуновского района, Алтайского края
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Влияние на Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Г смешанной дошкольной группы
Воспитатель: Букавцова Л. А.
План работы по самообразованию 2020–2022 гг.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
• Беседы;
• Игры-беседы;
• Рассказ;
• Чтение художественной литературы;
• Использование игровых ситуаций;
• Игры - беседы с персонажами сказок;
• Сочинение историй;
Наглядные:
Групповые выставки;
Рассматривание иллюстраций;
Практические:
• Игры – драматизации;
• Игры – инсценировки;
• Игры – забавы;
• Подвижные игры;
• Пальчиковые игры;
• Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
• Моделирование и анализ заданных ситуаций;
• Рисование;
Формы организации:
• Занятие по художественной литературе;
• Индивидуальная работа с ребенком;
• Коллективные работы;
• Тематические занятия;
• Пальчиковая гимнастика;
• Дидактические игры;
• Физкультминутки;
• Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3. Инсценирование.
4. Заучивание наизусть.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы:
а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.
При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Формы работы с родителями.
• Анкетирование
• Оформление папок – передвижек
• Консультации
• Различные мероприятия совместно с детьми
• Индивидуальные беседы
• Рекомендации
• Демонстрация наглядного материала
C рок реализации плана: 2 года
1. Теоретический этап:
Изучение методической литературы по данной проблеме (в течение 1 года). Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
Изучение статей в журналах (в течение 1 года) «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
Изучение инновационных методик и технологий (в течение 1 года) «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.
2. Практический этап
Перспективный план на 2020-2021 год
Сентябрь.
1. Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».
2. Анкетирование: «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Октябрь.
1. Консультации для родителей: тема «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки : «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».
Игры – забавы
Декабрь.
1. Консультации для родителей: тема «Что читать детям»
2. Совместная деятельность с детьми: Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.
Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Январь.
1. Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Февраль
1. Консультации для родителей: тема: «Особенности чтения сказок о животных».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки»
Март
1. Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям
5 – 7 лет»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.
Выставка «Портрет моей мамочки»
Презентация «»
Апрель
1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»
2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.
Май.
1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2. Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
Июнь – август.
Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.
Перспективный план на 2021-2022 год
Сентябрь.
1. Консультация для родителей «Роль сказок в развитии детей».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, беседы, обсуждения.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Октябрь
1. Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!» (о домашнем чтении вслух)
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение рассказов о природе. Презентация «Я люблю тебя, России». (обсуждение, обмен мнениями)
Ноябрь.
1. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение и обсуждение прочитанной сказки современных писателей. Словотворчество.
Декабрь.
1. Конкурс «Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети)
2. Совместная деятельность с детьми: Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».
Экскурсия в библиотеку.
Январь.
1. Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама».
Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»
2. Совместная деятельность с детьми:
Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» (обложка любимой семейной книги)
Февраль.
1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки».
2. Совместная деятельность с детьми:
Чтение сказок А. С. Пушкина. Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А. С. Пушкина
Март.
1. Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
2. Совместная деятельность с детьми:
Чтение стихов о красоте природы, О Родине.
Конкурс стихотворений о Родине, маме.
Апрель.
1. Совместная деятельность с детьми: беседа о космосе, космонавтах.
2. Выставка рисунков «Этот загадочный космос»
Добавить материал в театральный уголок, изготовление масок совместно с детьми.
Список литературы :
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.