Лидия Искандырова
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Художественная литература как средство всестороннего развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2020 г. г.
Искандыровой Лидии Хатмуллаевны, воспитателя
МБДОУ «Шеморданский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Салават купере»
Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
Публикация «Индивидуальный план повышения профессионального уровня „Художественная литература как средство всестороннего развития детей“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Актуальность темы: Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.
Цель: Использование художественной литературы и применение ее на практике для формирования у детей дошкольного возраста правильной речи, интереса и потребности в чтении.
Задачи: Образовательные:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
4. Прививать интерес к положительным героям произведений.
5. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие :
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Форма самообразования: индивидуальная.
Предполагаемый результат: Развивая речь детей, посредством художественной литературы мы формируем внимание, мышление, память, усидчивость. А чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
Содержание деятельности Сроки Форма предоставления результатов Кем заслушивается отчет
2016 –2020 уч. г. г.
1 ЭТАП - информационно-аналитический
Изучение научной, учебно-методической литературы, а также статей в журналах по воспитанию экологической культуры.
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. : Просвещение, 2002 г. В течение года Составление конспектов занятий.
Подбор методического оснащения.
Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми. Заведующая, зам. зав по УВР, педагогический коллектив.
2. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению/ - М. : Линка-Пресс, 2003г. -176с.
3. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя / литературно-художественное развитие детей 3-5 лет/ - М. : Чистые пруды, 2005.-32с.
4. Куликовских Н. Увлечь книгой / Н. Куликовских //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. - С. 33-40.
5. Микляева Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие/ - М. : Айрис-пресс. 2005.- 80с.
6. Материалы журнала "Дошкольное воспитание " :
№ 10- 2007 год, № 12 - 2013 год.
8. Миронова М. "Как научить ребенка любить литературу" "Дошкольное воспитание" - 2005 год, № 5.
2016-2020 уч. г. г.
2 ЭТАП — внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
1. Составление перспективного плана работы по художественной литературе. В начале каждого учебного года. Перспективный план работы. Заведующая, зам. зав по УВР, родители, воспитатели.
2. Организация книжного уголка, мастерской по ремонту книг «Книжкиной больницы».
В начале года.
3. Создание театрального уголка
В течение года. Кукольный, пальчиковый театры.
4. Подготовка наглядно-дидактических пособий. В течение года. "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей. XX век", «Портреты детских татарских писателей».
5. Разработать картотеку пальчиковых игр. В начале каждого учебного года. Картотека пальчиковых игр.
6. Подготовка анкет для родителей.
«Чтение художественной литературы дома».
«Приобщение детей к чтению».
«Книга в вашем доме».
«Какое место занимает речевое развитие в вашей семье?».
7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов. Во время консультаций и на родительском собрании. «Ребенок и художественная литература».
«Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста».
«Подбор художественной литературы для дошкольников».
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка».
8. Оформление папок-передвижек для родителей. В течение года. «Экологические сказки».
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
«Как превратить чтение в удовольствие».
9. Разработать дидактические-развивающие игры по восприятию художественной литературы. В течение года. Дидактические игры.
10. Участие во всероссийских интернет конкурсах В течение года. Дипломы, сертификаты.
11. Повышение квалификации путем прохождения курсовой подготовки.
1 раз в три года.
12. Организация экскурсии в библиотеку с подготовительной группой. В течение года.
13. Проект «В гостях у сказки». 2017 г.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
1. Диагностика умений и знаний в области художественной литературы.
Сентябрь – май. Информационные листы в виде таблицы с результатами.
Зам. зав по УВР, педагогический коллектив, родители.
2. Систематизация полученного материала для его распространения.
В течение года. Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений (досуга, игр-викторин).
Анализ и обобщение опыта работы по теме самообразования. Май. Педсовет, освещение на сайте детского сада.