Скородкина Марина
Индивидуальный план по самообразованию «Формирование связной речи рассуждения у детей старшего возраста при работе с лэпбуком»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт индивидуального плана
Тема самообразования : «Формирование связной речи рассуждения у детей старшего дошкольного возраста при работе с лэпбуком»
Тип проекта: познавательное, коммуникативное развитие.
Вид:
Образовательные области: познавательная, коммуникативная.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители воспитанников).
Срок реализации: Сентябрь 2022 - май 2023г.
Возрастная группа : подготовительная группа.
Пояснительная записка.
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию „Формирование связной речи рассуждения у детей старшего возраста при работе с лэпбуком“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Что такое Лэпбук, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться, и открывать новые горизонты.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал)
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Лэпбук помогает формировать планирующую функцию речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, в результате чего улучшается качество связной речи ребенка, повышается его коммуникативный и социальный уровень.
Актуальность
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Цель: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
3. Развивать общую и мелкую моторику.
4. Развивать речевое дыхание.
Воспитательные:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
4. Продукт проекта: лэпбук по лексическим темам.
5. Название и форма итогового мероприятия: итоговые занятия по лепбуку.
Даты проведения итоговых мероприятий: май 2023. г.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня развития связной речи через работу с лэпбуком;
2. Повышение познавательной активности у дошкольников;
3. Повышение социальной активности и педагогической компетентности родителей;
4. Развитие творческого потенциала родителей и детей;
5. Создание тесных, дружеских отношений между всеми участниками проекта;
6. Пополнение методической копилки по лексическим темам
7. Получение положительных эмоций у участников проекта при презентации своих работ.
Развивающие: развивать познавательный интерес и речь.
Методы и приемы: чтение художественной литературы, создание проблемных ситуаций, беседа, упражнение на дыхание, упражнение на развитие координации движений и речи, дидактическая игра, массаж, пальчиковая гимнастика, обращение к жизненному опыту детей.
Форма самообразования : индивидуальная.
Форма работы : игра, импровизация, объяснение, дыхательные гимнастики, релакс, рассматривание детских энциклопедий, беседа, режиме дня, чтение художественной литературы, загадывание загадок, обогащение словарного запаса
Цель самообразования : повышение уровня компетентности в вопросе формирование связной речи рассуждения у детей старшего дошкольного возраста при работе с лэпбуком.
План реализации образовательного проекта
Цель: создание условий для проведения эксперимента. Работа с детьми и родителями.
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда
Сентябрь «Что такое лэпбук?» Анкетирование «Что такое лэпбук?» Лэпбуки, книги, игры, журналы
Октябрь Беседа с детьми о пользе закаливания - работа с лэпбуком Папка – передвижка
«Лэпбук и его преимущества» Фотографии, журналы, газета
Ноябрь Обучение играм с лэпбуков Консультация, мастер класс для родителей по изготовлению лэпбуков Картотека книг, игр
Декабрь Чтение литературы: Н. Коростылева «Босиком! Босиком!», «Свежий воздух», «Ласковое солнце» Определения темы лэпбуков Лэпбуки, книги, игры, журналы, фотографии, газета
Январь Наблюдение за поведением детей при работе с лэпбуком Анкетирование «Зачем нужен лэпбук?» Лэпбуки на различные темы
Февраль Разучивание с детьми пословиц, загадок, стихотворений Изготовление информационных буклетов о работе с лэпбуком. Картотека о пословицах и загадка
Март Сюжетно – ролевая игра «Семья» Совместная работа с детьми : изготовление лэпбука в домашних условиях Атрибуты для сюжетно – ролевой игры
Апрель Изготовление фото-коллажа Выставка семейных работ «Нетрадиционное спортивное оборудование». Фотоальбом
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования
Работа с педагогами.
Тема Алгоритм работы Итог работы Дата
Показ презентации на тему "Применение лэпбука в семье" Консультация для педагогов Консультация Ноябрь
Внедрение новых методических разработок в педагогическую работу Выступление на педагогическом совете Доклад Май
Завершение.
Тема Алгоритм работы Итог работы Дата
Динамика формирования связной речи рассуждения у детей старшего дошкольного возраста при работе с лэпбуком. Мониторинг развития детей до и после работы с лэпбуками Мониторинг Май
Эффективность формирование связной речи рассуждения у детей старшего дошкольного возраста при работе с лэпбуком. Выступление на педагогическом совете о проделанной работе Выступление на педагогическом совете Май
Список литературы
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 408 с.
2. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» [Текст] / Е. Блохина, Т. Лиханова // «Обруч». – 2015. - №4. – С. 12 – 16.
3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.
4. Глухов В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов/ В. П. Глухов. – М. : ACT : Астрель, 2015. – 351 с.
5. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : 2010. – 160 с.
6. Запорожец, А. В. О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста [Текст], А. В. Запорожец, Г. Д. Луков //Культурно-историческая психология №1. - М. : Просвещение, 2007. -101с.
7. Зимбардо, Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь [Текст] / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. – Спб, Речь, 2010. – С. 60-68.
8. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М., «Просвещение», 2005.
9. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А. Н и Запорожца А. В. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144с. : ил.
10. Лукашук О. С. Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/ свободный – Загл. с экрана.
11. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (страшийдошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 149
12. Монастыренко И. Лэпбук — форма работы по развитию речи детей/ [Электронный ресурс] /https://www.maam.ru/detskijsad/-lyepbuk-forma-raboty-po-razvitiyu-rechi-detei.html
13. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 89-91.
14. Ньютен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2004. – 608 с.
15. Пироженко Т. Статья Лэпбук Золотая осень, Дошкольное образование, №12, 2015
16. Смирнова И. А. Логопедия [Электронный ресурс] : иллюстрированный справочник/ Смирнова И. А. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2014.— 232 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/44493.- ЭБС «IPRbooks», по паролю.
17. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений/Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2008. – 256 с.
18. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М. : Просвещение, 2011
19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –– М. : Издательствово Института Психотерапии, 2011. – 256 с.
20. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст]/К. Д. Ушинский, Том № 6, дополн. и исправл. - М. : Педагогика, 2011. – 403 с.
21. К. Д. Ушинский. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики. Дрофа: 2005