Юлия Жукова
Индивидуальный план по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 101»
Индивидуальный план работы
по самообразованию
«Формирования связной речи дошкольников
средствами театрализованной деятельности»
Составил воспитатель:
Жукова Ю. К.
Новокузнецкий городской округ
ФИО Жукова Юлия Константиновна
Должность: воспитатель
Образование: Новосибирский Государственный Педагогический Университет
Стаж педагогической работы: 25 лет
Квалификационная категория: высшая
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию „Формирование связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Курсы повышения квалификации: ООО Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний» по дополнительной профессиональной программе «Воспитание и коррекция нарушений речи детей дошкольного возраста в логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Формирование связной речи дошкольников
средствами театрализованной деятельности»
Цель работы по самообразованию : развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующий становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
2. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта.
3. Развивать речь детей как средство общения (учить строить диалог).
4. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса.
5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
6. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
7. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности дошкольников.
Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне, как педагогу, это очень импонирует. Работа по развитию речи через театрализованную деятельность – это умение выбирать нужные слова в роли и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь в диалогах при постановке спектаклей.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.
Сценическое искусство помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей через театрализованную деятельность.
Ожидаемые результаты:
В театрально – игровой деятельности дети умеют действовать согласованно, с интересом воплощают определённые переживания, создают новые образы, чувствуют себя комфортно в различных ситуациях.
Достигают состояния актерской раскованности, используя выразительные средства : поза, жест, мимика, речевая интонация.
Совершенствуются психические и мыслительные процессы. Дети доброжелательные, коммуникабельны, искренние.
Проявляют познавательные интересы. Умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы; отзывчивы, сопереживают; умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Имеют представления об особенностях театральной культуры.
Развиты все компоненты, функции и формы речевой деятельности : знают артикуляционную и пальчиковую гимнастики, проговаривают скороговорки, выразительно читают стихи наизусть и тд.
Уверенно держатся перед аудиторией, с желанием играют роль.
Дата начала работы над темой - 01.09.2022 год
Предполагаемая дата окончания работы - 31.05. 2023 год
№
п/п Форма работы Практические выходы
2022-2023 учебный год
1. Изучение нормативно-правовой документации.
Закон «Об образовании»,
СанПин 2.4.1.3049-13,
ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г., приказы, письма разного уровня.
В течение года
Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Обзор в Интернете информации по теме.
Участие в конкурсах профессионального мастерства.
Участие в конкурсах в Интернете.
Издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
СЕНТЯБРЬ
1.
Изучение методической литературы.
Бартковский А. И. Кукольный театр в детском саду. Учебно – методическое пособие. – М. : Цветной мир, 2013. – 144 с.
«Согласные и гласные - похожие, но разные. Задания. Упражнения. Игры» Епифанова О. В. ; Учитель, 2014г.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика»
2.
Работа с детьми по изученной теме.
НОД «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата»
Знакомство с театральной студией и пополнение театрального уголка в группе с привлечением родителей воспитанников.
Самостоятельная разработка игр и пособий по теме.
3.
Работа с воспитателями.
Памятка для воспитателей «Логоритмика. Использование логоритмических упражнений в режимных моментах, на прогулках»
Распространение среди коллег
4.
Работа с родителями.
Родительское собрание «Роль речи детей при общении»
Памятка для родителей «Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка».
Анкетирование «Театр и дети» Распространение среди родителей
ОКТЯБРЬ
1.
Изучение методической литературы.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М., 2012.
«Развиваем речь ребенка с помощью стихов» Васильева Е. В. ; Сфера, 2013г.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольная педагогика»
2.
Работа с детьми по изученной теме.
Комплексная НОД по развитию речи и рисованию «Герои сказок»
Пантомимический конкурс стихов «Крокодил»
Изготовление масок и картотеки «Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи»
3.
Работа с воспитателями.
Консультация «Художественное слово через пантомиму»
Семинар – практикум для педагогов «Куклы-образы. Их значение в развитии дошкольника».
На методическом часе
4.
Работа с родителями.
Консультация по теме «Учим рифмам»
Папка передвижка «Игры в семье»
Изготовление атрибутов и декораций для русских народных сказок.
Распространение среди родителей
НОЯБРЬ
1.
Изучение методической литературы.
«Психоречевая диагностика детей 3-7 лет» Кольцова Е. П. / Романович О. А. ; Учитель. 2012.
Арушанова А. Г. Истоки диалога. 5-7 лет. – М. : Мозаика – синтез, 2004. – 186 с.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольная педагогика»
2
Работа с детьми по изученной теме.
Речевые игры по рассказам Н. Носова Коллаж по теме
3 Работа с воспитателями.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе по развитию речи дошкольников : дыхательная гимнастика, биоэнергопластика, гимнастика для глаз, закаливание, пальчиковая гимнастика. Показ презентации
4
Работа с родителями.
Консультация «Влияние домашнего театра на развитие речи детей»
Показ презентации
ДЕКАБРЬ
1.
Изучение методической литературы.
Иванова О. В. Театрализованные праздники для дошколят. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004. – 288 с.
«Развитие словаря дошкольника в играх» Филимонова О. Ю. ; Детство-Пресс, 2013г.
Константинова С. С. История декоративно – прикладного творчества. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004. – 192 с.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольная педагогика»
2
Работа с детьми по изученной теме.
Тематическое занятие по логоритмике НОД по развитию речи – знакомство и чтение сказки на выбор педагога. Театрализованный конкурс костюмов «Эко – мода»
3
Работа с воспитателями.
Консультация «Творческая мастерская из Эко материалов»
Распространение среди коллег
4
Работа с родителями.
Родительское собрание «Новый год»
Консультация «Творческая мастерская из Эко материалов»
Привлечение родителей к изготовлению костюмов
ЯНВАРЬ
1. Изучение методической литературы.
Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – Спб. : Речь, 2004. – 224 с.
«Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : ТЦ Сфера, 2008.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика»
2.
Работа с детьми по изученной теме.
НОД по развитию речи – чтение и разбор произведения сказки на выбор педагога.
Просмотр иллюстраций в книжном уголке Изготовление атрибутов по данной сказки
3.
Работа с воспитателями.
Памятка «Сказка лечит» Распространение среди коллег
4.
Работа с родителями.
Памятка для родителей «Роль заучивания диалогов наизусть»
Изготовление папки-передвижки «Развитие диалогической речи дошкольников» Распространение среди родителей
ФЕВРАЛЬ
1. Изучение методической литературы.
Лебединская К, С, «Дети с нарушениями общения».- М., 1989.
«Фольклорный материал для дифференциации и автоматизации звуков» Яковлева Н. Н. ; Детство-Пресс, 2013г.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Дошкольная педагогика»
2 Работа с детьми по изученной теме.
НОД по развитию речи «Загадки, потешки, частушки, былины» Изготовление пальчикового театра; что позволит детям в самостоятельной игровой деятельности совершенствовать связную речь, выразительно передавать настроение, характер героя, умение вступать в диалог – привлечение родителей
3.
Работа с воспитателями.
Буклет «Развития речи детей дошкольного возраста через современное народное творчество»
Распространение среди коллег
4.
Работа с родителями.
Консультация «Играем пальчиками и развиваем речь» Распространение среди родителей
МАРТ
1. Изучение методической литературы.
Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М. 2001г.
Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С. 102-115.
Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2000. – 127 с.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика»
2.
Работа с детьми по изученной теме.
НОД по развитию речи – подготовка к спектаклю, отработка ролей.
Картотека «Мнемотехника»
3. Работа с воспитателями.
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через
театрализованную игру» Распространение среди коллег
4. Работа с родителями.
Консультация «Развитие мелкой моторики при изготовлении театрального костюма» Распространение среди родителей
АПРЕЛЬ
1. Изучение методической литературы.
Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Образцова Т. Н. Ролевые игры для детей. – М. : ООО Этрол, 2005. – 192 с.
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика»
2. Работа с детьми по изученной теме.
НОД по развитию - репетиции и постановка мизансцен к спектаклю. Картотека «Этюдный тренаж»
3. Работа с воспитателями.
Доклад на тему: "Воспитание и развитие звуковой культуры речи в ролевых играх у детей дошкольного возраста" Представление на педчасе
4. Работа с родителями.
Родительское собрание с премьерой спектакля Чаепитие с родителями «Играем вместе с родителями в занимательные речевые игры»
МАЙ
1. Изучение методической литературы.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Дошкольная педагогика»
2. Работа с детьми по изученной теме.
НОД по развитию речи - сюжетно – ролевая игра «Театр» Выступление внутри д/сада по группам
3. Работа с воспитателями.
Буклет «Сюжетно – ролевая игра - ТЕАТР» Распространение среди педагогов
4. Работа с родителями.
Ознакомление родителей с результатами диагностирования по звуковой культуре речи.
Рекомендации по закреплению речевых навыков у детей на летний период.
Размещение на сайте ДОУ
Постановка спектакля Представление спектакля для родителей
Форма отчета о проделанной работе: отчет, выступление на родительских собраниях, участие в конкурсах, семинарах, инcценировка с детьми.