Сидорова Марина
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябренок» города Смоленска
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 01.04.2024
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 45 «Октябрёнок»
___ Т. А. Лучкина
Приказ от 01.04. 2024 г. № 92
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
старшего дошкольного возраста ЗПР
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатели : Лосева М. А.
Сидорова М. А.
г. Смоленск 2024
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется :
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорной, предметно-практической, игровой, продуктивной, к которой относятся: лепка, аппликация, рисование и другие виды продуктивной деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называют "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф. И. О. воспитанника : Кузина Виктория.
Группа: старшая группа.
Дата рождения: 2018г.
Дата составления маршрутного листа : апрель 2024.
Воспитатели : Лосева М. А. и Сидорова М. А.
Результаты педагогической диагностики: имеет средний уровень в образовательных областях.
Начало года (сентябрь) Конец года (май)
Речевое развитие н/с с/ч
Познавательное развитие н/с с/ч
Социально-коммуникативное развитие н/с с/ч
Художественно-эстетическое развитие н/с с/с
Задачи: - формирование элементарных математических представлений.
- формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
- развитие трудовой деятельности.
- развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками.
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- формирование познавательных действий, становление сознания.
- развитие воображения и творческой активности.
Периодичность индивидуальных занятий : 2 раза в неделю, по 30 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий : 7 недель.
Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.
Познавательное развитие
№ Дата Название игры (упражнения) Цель Результаты работы
1 Апрель
03.04.24 г. Мебель. Глаголы-антонимы. Развивать логическое мышление. Улучшилось внимание и память.
2 10.04.24 г. Мебель. Пересказ. Учить ориентироваться в пространстве.
Задание выполнила с небольшой помощью воспитателя.
3 17.04.24 г. Профессии. Предлоги В. НА, ПОД.
Профессии. Рассказ-описание. Учить составлять рассказ по картинкам. С помощью прописей ориентироваться в пространстве.
Навык сформирован частично.
4 24.04.24 г. Любимые сказки. Распро-странение предложений, путем однородных опре-делений. Путешествие по сказке. Развитие произвольного внимания, устойчивости. Улучшилось внимание и память.
5 Май
15.05.24 г. День Победы 9 мая. Пересказ. Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание Выполнила задание верно
6 22.05.24 г. Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. Познакомить с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развивать способности взять на себя роль. Наблюдается положительная динамика в развитии
7 29.05.24 г. Насекомые. Скоро лето. Закрепить знания о насекомых Наблюдается положительная динамика в развитии.
Речевое развитие
№ Дата Название игры (упражнения) Цель Результаты работы
1 Апрель
03.04.24 г. Мебель. Глаголы-антонимы. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей. Выполнила верно
2 10.04.24 г. Мебель. Пересказ.
3 17.04.24 г. Профессии. Предлоги В. НА, ПОД.
Профессии. Рассказ-описание. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Улучшилось внимание и память.
4 24.04.24 г. Любимые сказки. Распро-странение предложений, путем однородных опре-делений. Путешествие по сказке. Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях. Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом.
5 Май
15.05.24 г. День Победы 9 мая. Пересказ. Развивать память, речь. Выполнила задание с помощью воспитателя
6 22.05.24 г. Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. Обучать рассказыванию Выполнила верно
7 29.05.24 г. Насекомые. Скоро лето. Учить словообразованию. Выполнила задание частично
Социально-коммуникативное развитие
№ Дата Название игры (упражнения) Цель Результаты работы
1 Апрель
03.04.24 г. Мебель. Глаголы-антонимы. Развивать представление о мебели Наблюдается положительная динамика в развитии.
2 10.04.24 г. Мебель. Пересказ.
3 17.04.24 г. Профессии. Предлоги В. НА, ПОД.
Профессии. Рассказ-описание. Формировать элементарные представления о профессиях Улучшилось внимание и память.
4 24.04.24 г. Любимые сказки. Распро-странение предложений, путем однородных опре-делений. Путешествие по сказке. Развивать способности принять на себя роль героя Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом
5 Май
15.05.24 г. День Победы 9 мая. Пересказ. Развивать память, речь. Выполнила задание с помощью воспитателя
6 22.05.24 г. Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. Обучать рассказыванию Выполнила верно
7 29.05.24 г. Насекомые. Скоро лето. Учить словообразованию. Выполнила задание частично
Художественно-эстетическое развитие
№ Дата Название игры (упражнения) Цель Результаты работы
1 Апрель
03.04.24 г. Мебель. Глаголы-антонимы. Учить сооружать постройки из строительного материала, делать её устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения.
2 10.04.24 г. Мебель. Пересказ.
3 17.04.24 г. Профессии. Предлоги В. НА, ПОД.
Профессии. Рассказ-описание. Вызвать интерес к просмотру представлений, приобщить к искусству Допустила несколько незначительных ошибок
4 24.04.24 г. Любимые сказки. Распро-странение предложений, путем однородных опре-делений. Путешествие по сказке. Развивать художественное восприятие, воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение Появился интерес к художественной литературе.
5 Май
15.05.24 г. День Победы 9 мая. Пересказ. Вызвать интерес к музыкальным произведениям У ребенка сформировался ус-тойчивый интерес к музыке
6 22.05.24 г. Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. Вызвать интерес к русским народным сказкам, к совместной игре с воспитателем Наблюдается положительная динамика в развитии
7 29.05.24 г. Насекомые. Скоро лето. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций в детских книгах; познакомить с кисточкой и красками; учить правильно держать кисть, набирать краску, рисовать разнообразные пятна на мокрой бумаге; воспитывать любознательность Выполнила задание верно,с интересом