Наталья Николаевна Свертока
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель первой категории Свертока Наталья Николаевна
«Одарённый человек – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он
вырос и дал обильный плод». (В. А. Сухомлинский).
Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка 3–4 лет» размещена в разделах
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Как правило среди дошкольников одного возраста выделяются дети, которые:
• На занятиях все легко и быстро схватывают.
• Знают много о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются.
• Быстро запоминают услышанное или прочитанное.
• Решают сложные задачи требующие умственных усилий.
• Задают много вопросов.
• Оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.
Это типичные черты одаренных детей.
Существуют разнообразные виды одаренности, которые могут проявиться в дошкольном возрасте.
• Творческая одаренность (художественная, музыкальная, литературная, артистическая).
• Психомоторная одаренность (спортивная, хореографическая).
• Коммуникативная одаренность (лидерская, социально – личностная).
• Интеллектуальная одаренность (область какой-то науки).
Данный индивидуальный образовательный маршрут составлен и реализован на основе педагогической диагностики и наблюдения за воспитанницей.
Карта одарённого ребёнка
1. ФИО ребёнка
Франц Милана Александровна
2. Возраст ребёнка
3 года (2 младшая группа)
3. Медицинское заключение (последний медосмотр)
Группа здоровья I
4. Сведения о родителях
Мама: Франц Лилия Александровна
Папа: ---
5. Состав семьи
2 человека
6. Статус семьи
Самозанятые
7. Результаты педагогической диагностики
Познавательное развитие (ФЦКМ) :
общая сумма баллов составила – 40,
среднее значение по всем показателям – 5,
итоговый показатель за год – 100%.
8. Область одарённости
Познавательное развитие (ФЦКМ)
9. Признаки одарённости
Девочка любознательна, с высокими познавательными способностями и хорошо развитым воображением. Имеет представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи, группирует однородные предметы, выделяет один и много, узнаёт шар и куб, называет размер (большой-маленький, узнаёт и называет игрушки, знает домашних и диких животных, овощи и фрукты, знает своё имя, называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей. Любит слушать сказки, рассказы, стихи, легко запоминает их, активно участвуют в обсуждениях на занятиях ООД.
10. Выводы и рекомендации
На основании особенных способностей и по результатам диагностики у девочки, выявилась одарённость в направлении познавательного развития. В связи с этим принято решение о дальнейшем более углубленном развитии ребёнка в этой области и был составлен индивидуальный образовательный маршрут, направленный на развитие этих качеств.
11. Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка
Цель: создание условий для развития познавательного интереса.
Задачи:
1. поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
2. Развивать умение использовать свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам.
3. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
4. Расширять знания об окружающей среде.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю, октябрь 2021 г. по апрель 2022 г.
Длительность занятий – 15 минут.
Предполагаемый результат:
В результате реализации индивидуального образовательного маршрута сформируется :
на высоком уровне активный и пассивный словарь, грамматический строй речи, монологическая и диалогическая речь.
увеличатся знания об окружающей среде.
желание проявлять свою инициативу и способности.
Перспективный план индивидуального образовательного маршрута
Октябрь
1 неделя «Отгадайте, что за растение» Учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
2 неделя «Что это за птица?» Уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
3 неделя «Назови одним словом» Упражнять детей в классификации предметов.
4 неделя «Загадай, мы отгадаем» Закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Ноябрь
1 неделя
"Хорошо-плохо" Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
2 неделя «Где живет?» Закреплять знания детей о среде обитания животных.
3 неделя «Дерево, кустарник, цветок» Закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.
4 неделя «Где что растет?» Учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.
Декабрь
1 неделя «Широкое - узкое» Продолжить формировать представление «широкое - узкое».
2 неделя «Весёлые матрешки» Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
3 неделя «Брать — не брать» Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме.
4 неделя «Справа как слева» Освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Январь
2 неделя «Украсим коврик» Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов
3 неделя «Собери ягодки» Различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой. Умение сравнивать предметы контрастных размеров. Развитие памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения.
4 неделя «У кого хвост длиннее?» Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Февраль
1 неделя «Из чего сделано» Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
2 неделя «Такие разные дела» Расширять представления о профессиях
3 неделя «Раздели предметы на группы» Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам.
4 неделя «Узнай по контуру» Развитие наглядно-
образного мышления,
произвольности.
Март
1 неделя «Воздух, земля, вода» Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
2 неделя «Что было бы, если из леса исчезли…» Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
3 неделя «Путаница» Формировать у детей понятие о закономерностях в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к путанице в природе.
4 неделя «Полезное– неполезное» Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Апрель
1 неделя «Съедобное – несъедобное» Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
2 неделя «Картинки – половинки» Закреплять знания у
детей составлять целое изображение из двух частей.
3 неделя «На, над, под» Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед- назад, вверх- вниз, далеко- близко).
4 неделя «Что бывает такой формы?» Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны).
Выводы: в результате работы с Миланой по индивидуальному маршруту в течении учебного года, у неё повысился уровень речевого развития и уровень знаний об окружающей среде, а также появилось желание проявлять свою инициативу и способности.
Список литературы
1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М. : Лайда, 1995.
2. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.
3. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.
4. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M. : Издательство “Гном и Д”, 2000г
5. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -160 с.
6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128 с.
7. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 – 80 с.