Оксана Обыденнова
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы с признаками одаренности в интеллектуальном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель индивидуального маршрута - создать условия для развития математических способностей ребенка, интересующегося математикой, цифрами, математическими действиями.
Фамилия, имя ребенка: И. М.
Возраст:6 лет
Вид одарённости : интеллектуальная.
Склонности: заинтересованность в математических играх с геометрическими фигурами, цифрами.
Форма работы: индивидуальная работа
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОО, родители ребенка.
Цель работы: развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
- Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
- Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
- Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
- Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
- Развивать способности к логическим действиям и операциям.
- Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
- Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Характеристика на Иванову М. - воспитанницу старшей группы:
Девочка со сверстниками очень общительна, доброжелательна, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, уступчива, вежлива. Обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, запоминает стихи. Развитие пространственных представлений девочки достигло достаточного уровня. В конструктивной деятельности проводит анализ пространственных ситуаций. У ребенка развита мелкая моторика. С удовольствием занимается физкультурой. Физически хорошо развита, ловка в движениях. Речь внятная, использует все части речи, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас достаточно расширен.
Может заниматься в течение 20-25 минут вместе. Хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках. Может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Сопоставляет между собой по величине большое количество предметов. Складывает и вычитает числа в пределах 10. Хорошо считает устно и быстро решает примеры. Девочка проявляет высокие навыки в работе по ориентированию в пространстве, на листе бумаги. Очень уверенно чувствует себя в работе с геометрическими фигурами. Способна к анализу и синтезу, что помогает ей в работе с заданиями на логику.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются её успехами, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье доброжелательная.
Ожидаемый результат: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень математических знаний и умений. К концу года ребёнок должен уметь:
-составлять простейшие математические рассказы по картинкам;
- определять словом положение предмета;
- сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, массе;
- различать геометрические фигуры и обводить их на листе бумаги «от руки»;
- объединять группы предметов в целое и выделять часть из целого;
- ориентироваться в пространстве и последовательности времен года.
- правильно организовывать рабочее место.
Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Месяц Используемые приемы: Цель: Применение детского творчества:
Сентябрь -Цвет, форма
-Формирование представлений о символическом изображении предметов. -Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи,внимания, наблюдательности.
- Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка». «Аппликации из геометрических фигур»
Октябрь -Счет до 10.
-Пространственные представления
-Игра:«Весёлые человечки».
- Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать в счете фигур до 10 (Используем различный счётный материал).
- Развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.
- Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её.
- Учить ребенка соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.
Ноябрь - Интеллектуальные игры «От простого к сложному».
- Развитие внимания, воображения. (Использовать мозаику).
-Круг,квадрат, прямоугольник.
- Игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту.
-Развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику.
- Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности.
- Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы.
Декабрь - Счет.
-Блоки Дьенеша.
-Графические умения.
- Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умение разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.
- Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение расшифровывать информацию, изображенную на карточке, умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
- Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
- Развивать умения ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант).
Январь - Задачи на смекалку.
- Пирамида, цилиндр.
-Зрительно-мыслительный анализ. -Повторить с ребёнком порядковый и обратный счёт; упражнять в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3
- Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
- Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Верблюд».
- Учить ребёнка осуществлять зрительно–мыслительный анализ. Формировать пространственные представления, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. Создание «сундучка» пословиц и поговорок, в которых встречаются цифры.
Февраль - Блоки Дьенеша.
-Способы измерения.
-Игры-путешествия во времени.
- Развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
- Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
- Закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».