мария васильева
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
на 201_ – 201_учебный год
Фамилия, имя ребенка : ___
. Дата рождения:___
Выписка из заключения ПМПК: ОНР III уровень речевого развития
Данные психолого-педагогического и логопедического обследования:
Результаты логопедического обследования (на основе данных речевой карты рекомендованной Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной)
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОНР» размещена в разделах
Цель психолого-педагогическое сопровождения: обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Задачи:
1) Охрана и укрепление физического, психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия.
2) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
3) Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4) Работа по приобщению детей к традициям семьи, общества, государства в процессе осуществления инновационной проектной деятельности (практический этап – апробация модели духовно-нравственного воспитания детей в образовательном пространстве ДОУ).
5) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.
Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
• Коррекционно-образовательные технологии, программы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Логопедическая работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» – М., «Просвещение», 2009г.»; С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
• Здоровьесберегающие инновационныетехнологии: педагогические технологии содействия развитию детей среднего и старшего возраста «Двенадцать месяцев», песочный планшет, методика ЮНЕСКО «Дизартрия. НЕТ», дыхательная гимнастика Стрельниковой
• Формы контроля и учета достижений ребенка :
- мониторинг на начало и конец года (педагог - психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель);
- открытые занятия для родителей.
Ф. И. О. педагогов, заполняющих ИОМ:
Педагог-психолог ___
Учитель-логопед ___
Музыкальный руководитель ___
Старший воспитатель ___
Воспитатели ___
Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
№
п/п Направление коррекционно-развивающей работы
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание коррекционно-развивающей работы
Физическое развитие
1 Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации
Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат
Учить находить предметы перед собой, справа, слева от себя Логоритмика, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.
Физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.
Ориентировка в пространстве. Понятия: верх, низ, спереди, сзади.
-ходьба и бег в колонну по одному сохраняя равнение, интервал, направление движения;
- выполнение ОРУ по показу взрослого;
- участие в п\и направленных на развитие ориентировки в пространстве «Море волнуется», «Мяч вдогонку», «Зайцы в норках», «Самолёты» и т. п.
–выполнение упражнений на фито мячах, на балансировочных досках.
2 Развитие произвольной моторики пальцев рук
Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук Массаж, пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»
Упражнения, способствующие развитию синхронности между речью и движениями. Игровые упражнения: «Что растет на нашей грядке», «Чайник», «Теремок», «Цветок» и т. д.
Пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, мелким конструктором;
Физкультминутки с речевым текстом,
подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.
Работа с песочным планшетом и «интерактивной» доской;
Работа с пазлами Батяевой.
Двигательная импровизация
Игры с движением «Кот и мыши», «Зайцы и лиса»
Музыкально-ритмические движения
Пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.
Выполнение ОРУ с предметами (с мячами разного размера, с массажным мячом, обручем, шнуром, гимнастической палкой и др., выполнение ОД с предметами (отбивание и ловля мяча, прокатывание и ловля мяча в парах, вращение обруча на полу, ползание и лазание).
Речевое развитие
3 Развитие моторики речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Жил-был веселый язычок»; чистоговорки по мнемотаблицам, дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Логопедические минутки (выполнение аналогичных упражнений).
Артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.
-Выполнение упражнений на дыхание со звуковым произношением «Самолёт», «Гуси», «Дровосек», «Мотор».
4 Устранение дефектного звукопроизношения
Автоматизация звуков: [С], [З], [Ц]
Комплекс логопедической гимнастики (упражнения для автоматизации звуков С, З, Ц)
Чистоговорки на указанные звуки.
Формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ, контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах
Релаксационное упражнение на устранение гипотонуса артикуляционных мышц: «Подарок под елкой», «Дудочка».
5 Автоматизация звуков
Автоматизация звука [З] в слогах Словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; дидактические упражнения (д/у) : «Ступеньки», «Ромашка», «Повтори для Зайки»; Автоматизация в словах – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка»,; д/ и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»
Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», разучивание стихов: «Зайка», «Зима».
В спонтанной речи – в подвижных играх: «Заинька», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй».
Аналогично провести автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Цып-цып-цыплятки!», «Выбегала девица …», «Метелица»).
Дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».
6 Дифференциация звуков
Дифференциация звуков [С] - [З], [С] - [Ц] Упражнения на дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»;
Игровые упражнения «Кто внимательнее»
Игры на развитие слухового внимания: «Угадай на чем играю», «Звенящие колокольчики, ищи», «Позы», «Сколько нас».
7 Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения Словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [З], [Ц] : в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Цепочка слов» и др. ;
«Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово».
8 Развитие связной речи Закрепление умения составлять простые предложения на основе вопросов, демонстрации действий, по картине, по моделям Упражнения «Беседа по картинке», «Отгадай загадку».
Работа с куклами Бибабо, участие в инсценировках
9 Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением Словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом, «Где чей хвост», «Разложи картинки».
Д. и «Чей? Чья? Чьё?», «Чьи уши? Чьи хвосты?», «Кто что делает?», «Придумай слово», «Какое слово получится»
10 Развитие психологической базы речи Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др. ; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе». Словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару».
Игры «Будь внимателен!», упражнения «Найди отличия», «Выполни по образцу»
Игры «Повтори за мной», «Тень», «Повторяй-ка!», упражнения «Осознание визуального материала», «Осознание словесного материала», «Разноцветная лесенка»
Игры «Лишнее слово», «Поиск общего», «Угадай загадки», «Ищем клад», «Говори наоборот»
Познавательное развитие
11 Ознакомление с окружающим
миром
Ознакомление с природой;
Ознакомление с жизнью и трудом людей
Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе; называть и узнавать по признакам времена года; расширять, уточнять и систематизировать представления о предметах ближайшего окружения.
Знать свои имя, фамилию. Свой возраст, адрес, имена иотчества родителей, воспитателей. Познакомить с понятием «семья», знать о занятиях членов своей семьи.
Расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода
Тематические картинки; Календарь погоды; картинный материал; гербарий.
Наблюдения на прогулке; экскурсия в осенний лес.
Картинный материал; сюжетные картинки по теме «Моя семья», опорные схемы для составления описательного рассказа.
Предметы посуды, домашней утвари. Предметы одежды, обуви; головные уборы
12 Элементарные математические представления Формировать мыслительные операции;
Считать и различать предметы в пределах 10;
Сравнивать две группы предметов;
Ориентироваться на листе бумаги.
Математический набор цифр, раздаточный материал (матрешки, грибочки, елочки). Цифровой веер.
Игрушки из дерева: «Пирамидки-счет». Фланелеграф с цифрами, счетным материалом.
-Выполнение расчёта на 1-2; - Участие в п\и «Постройся по 1,2,3», «Чьё звено быстрее соберётся».
-Выполнение перестроений звеньями, в колонну по два, по три.
13 Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия Учить различать и правильно называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.
Узнавать и правильно называть геометрические фигуры.
Указывать размер предметов: Больше-меньше.
Учить определять простейшие причины;
Учить относить наименования 3-4 предметов к обобщающим словам;
Учить составлять группы предметов на основании одного признака. Набор цветных форм (фигур, прищепок)
«Математический набор», Пособие «Знакомимся с геометрией в детском саду»
Дидактическое пособие «Большой-маленький»
Наблюдение на прогулке, экскурсии
Предметные картинки по лексическим темам
Дидактическое пособие «Заплатки», «Ассоциации».
Социально-личностное развитие
14 Снижение уровня тревожности Снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и мышечного напряжения Игры «Похвалилки», «За что меня любит мама», релаксационные упражнения «Порхание бабочки», «Дождь в лесу», «Водопад».
- Привлечение к участию в игровых заданиях: «Ёжик», «Росток», «Солдатик», «Слушай танцуй»
15 Формирование адекватной самооценка Формирование адекватной самооценки и позитивной Я-концепции, расширение представлений о себе Упражнения «Какой я есть», «Каким бы я хотел быть», «Волшебники», «История про Серую кошку», «Диалог цветов», «Двойной автопортрет», проигрывание ситуаций, в которых ребенок должен изобразить самого себя
16 Снижение уровня агрессивность Формирование эмоционального осознания своего поведения, обучение навыкам саморегуляции, воспитывать доброжелательное отношение к миру Игры «Цветик-семицветик», «Разыгрывание ситуаций», «Мой хороший попугай», упражнения «Кулачок», «Лепим сказку», совместные настольные игры и проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
-Участие в играх сотрудничества: «Мяч по кругу», «Какой? Какая? Какие?», «Ловкие ребята», «Летает, не летает», «Вызов по имени», «Озорные гномы», «Река, ручейки, озеро, камни», «Поменялись мы», «Гонка мячей», «Мяч капитану».
17 Коррекция гиперактивного поведения Развитие внимания и произвольной регуляции поведения Игра «Флажок», упражнения «Штанга», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Насос и мяч», «Конкурс лентяев»
Работа с песочным планшетом
Использование кукол Бибабо, драматизация
Режиссерские игры
Оформление уголка уединения
Дыхательные упражнения: «Корабль и ветер», «Дудочка», «Воздушный шарик»
Подбор музыкальных произведений для релаксации
Участие в п\ и: «Совушка», «1-2-3-стоп!», «Слушай танцуй», «Море волнуется раз…», «Если нравится тебе, то делай так», «У кого мячик?»
Художественно-эстетическое развитие
18 Чтение художественной литературы Развитие интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров. Знакомство с прозаическими произведениями К. И. Чуковского, В. Сутеева, Е. Пермяка
Второй период обучений (декабрь, январь, февраль)
Физическое развитие
1 Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат
Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»
Пальчиковая гимнастика с текстом, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.
Пальчиковая гимнастика с текстом, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам
Ходьба в колонну по одному сохраняя равнение и интервал; Бег с сохранением направления при изменении направления; Выполнение перестроений
из одной колонны в две, три.
Выполнение заданий во время ходьбы и бега на сигнал «Сделай фигуру».
2 Развитие произвольной моторики пальцев рук Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»
Пальчиковая гимнастика с текстом, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.
Пальчиковая гимнастика с текстом, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.
Выполнение ОРУ с мелкими предметами: теннисный мяч, шнурок, массажный мяч.
Участие в п\ и с передачей предметов: «Мяч вдогонку», «Хитрый мяч». Выполнение заданий на удержание своей массы тела: лазание по гимнастической стенке, ползание по ограниченной опоре, вис на перекладине, канате.
Речевое развитие
3 Развитие моторики речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Иголочка», «Качель», «Чьи зубы чище?», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Индюшата»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.
Развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).
4 Устранение дефектного звукопроизношения Устранение смазанности речи в звуковом потоке Формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ заполняемы воспитателями, контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.
5 Автоматизация звуков Автоматизация звука [Ц] в слогах (цва, ца, ац)
Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах
В спонтанной речи
Аналогично провести автоматизацию звука [Р] в чистоговорках, стихах, в спонтанной речи
Аналогично провести автоматизацию звука [Л] в слогах со стечением согласных, предложениях, чистоговорках Словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; д/ у: «Ступеньки», «Повтори для Мишки»;
Словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; д/ и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»;
Словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»д/ и: «Логический поезд», разучивание стихов: «Тише, мыши…», «Кошка в окошке…», «Кукушонок», «Плюшевый Мишка».
В подвижных играх: «Раздувайся пузырь», «Смешинка», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй», «Угадай по описанию».
Стихи для разучивания – «Жук», «Жужжит над …», «Медвежонок»
Стихи для заучивания «Скакалочка», «Заяц белый», «Клава…», «Мила в лодке…»
6 Дифференциация звуков Дифференциация звуков [С] - [Ш], [Ш] - [Ж], [З] - [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках Д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом»,
Дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; «Где чей дом?», «Улитка».
7 Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения Словесные игры
«Звуковое домино», «Найди свою картинку», «Цепочка слов» и др. ; «Весёлая логоритмика» - развивалочки
Индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и.
8 Развитие связной речи Составление предложений:
• Из слов в начальной форме с предлогами и без предлогов: из, в, под, за, перед, между;
• Из живых слов;
• С данными словосочетаниями;
• По словесной инструкции.
2. Добавление в предложение пропущенных предлогов (с опорой на картинку или действие).
3. Полные ответы на поставленные вопросы и для пересказа.
4. Рассказ из предложений, данных в иной последовательности.
5. Пересказ текста.
6. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. Упражнения «Беседа по картинке», «Отгадай загадку»
9 Развитие и совершенствование лексико-грамматичес
кой стороны речи Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением Словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Один – пять», «Один – много», «Мой, моя, моё, мои»; д/и «Магазин», «Посмотри какой цветочек!» «Найди четвертого», «Профессии».
Словесные игры по рекомендациям педагогов
10 Развитие психологической базы речи Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале Словесные игры «Запомни, повтори», «Определи понятия», «Узнай кто это», и др. ; д/и «Четвертый лишний», «Профессии», «Цвет, форма, размер»;
Игры «Слушай хлопки», «Флажок», «Пуговица», «Запомни движения», «В магазине зеркал», «Эстафета слов», «Назови отличие», «Группировка слов», «Составь рассказ», «Дерево, лист, плод», упражнения «Где чей домик?», «Раскрась вторую половинку», «Слушаем и рисуем», «Разрезанные картинки»
Игры по рекомендациям
Познавательное развитие
11 Ознакомление с окружающим миром
Ознакомление с жизнью и трудом людей Учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам;
Познакомить с дикими животными, их детенышами, учить различать их по размеру, повадкам, познакомить с местом обитания, чем питаются;
Знать 2-3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, её назначение, правила безопасности;
Знать о военных профессиях, о родах войск; Тематические картинки с изображением птиц; фонограммы с голосами птиц, чучело птицы
Картинный материал с изображением животных, различных мест обитания (животные средней полосы, жарких стран, севера).
Опорная схема для составления описательного рассказа.
Предметные картинки, игрушки, предметы бытовой техники.
Тематические картинки
12 Сенсорное развитие.
Развитие пространственного восприятия Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами
Уметь производить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу Геометрические фигуры, предметы
Дидактическое пособие «Заплатки», тетрадь для развития ориентировки на листе бумаги «Рисунки по клеточкам»
13 Элементарные математические представления Формировать мыслительные операции;
Учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать соответствующим числительным;
Сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково
Предметные картинки
Счетный материал (матрешки, ёлочки);
Пособие: Тетрадь по формированию элементарных математических представлений.
Участие в п/и в которых используется счёт или необходимо подсчитать пойманных игроков, собранные предметы : «Ловкие пальцы», «Круговая тренировка по цифрам», «Хитрая лиса» и т. п.
Социально-личностное развитие
14 Снижение уровня тревожности Снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и мышечного напряжения Игры «Скульптура», «Зайки и слоники», упражнение «Портрет любимого героя», релаксационные упражнения «Цветок», «Подснежник», «Достань звезду
15 Формирование адекватной самооценки Формирование адекватной самооценки и позитивной Я-концепции, расширение представлений о себе Упражнения «Волшебники», «Я и другие», «Пошли письмо», «Зеркало», «Передача чувств», проигрывание ситуаций, в которых ребенок должен изобразить самого себя.
16 Снижение уровня агрессивность Формирование эмоционального осознания своего поведения, обучение навыкам самоорегуляции, воспитывать доброжелательное отношение к миру Игры «Разыгрывание ситуаций», «Эмоции героев», упражнения «Кулачок», «Лепим сказку», «Эмоциональный словарь», совместные настольные игры и проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
Участие в играх сотрудничества, в которых нет проигравших, игры признательности и сопереживания: «День, ночь, огонь, вода», «Замри», «У кого мяч» и т. п.
17 Коррекция гиперактивного поведения Развитие внимания и произвольной регуляции поведения Игра «Стоп!», упражнения «Штанга», «Шалтай-Болтай», «Насос и мяч», «Качели», «Медвежата в берлоге».
Выполнение заданий на сигналы во время ходьбы и бега.
Художественно-эстетическое развитие
18 Ознакомление с художественной литературой Развитие интереса к художественному произведению, способности слушать литературные произведения различных жанров;
Оценка поступков героев, мотивированное высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа. Русские народные сказки; стихотворения :В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Кем быть?»; А. Пушкин» Ветер, ветер, ты могуч…»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке»;
Рассказы: Е. Пермяк «Первая рыбка», «Для чего руки нужны» и т. д.
Третий период обучения (март, апрель, май)
Физическое развитие
1 Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации Увеличение объема, четкости, целенаправленности движений кистей и пальцев рук
Развитие зрительно-пространственной ориентировки (на листе бумаги) Логопедическая ритмика по лексическим темам периода
Обводка и штриховка предметов по лексическим темам периода, работа с песочным планшетом (рисование пальцами, ладонями, кистью)
Выполнение ОРУ по показу и по объяснению инструктора. Участие в п\ и направленных на развитие ориентировки в пространстве: «Ловишка под музыку», «Лабиринт», «Реки, ручейки, озёра, камни» и т. п. Выполнение поворотов «на право», «на лево», «кругом» стоя на месте, выполнение поворота кругом и вокруг себя в движении.
2 Развитие произвольной моторики пальцев рук Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук Дидакт. игра «Пальчиковый тренажер»
Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»
Обводка и штриховка предметов по лексическим темам периода, работа с песочным планшетом (рисование пальцами, ладонями, кистью)
Речевое развитие
3 Развитие моторики речевого аппарата Упражнения, направленные на развитие подвижности губ, мышц языка, щёк Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»
Картотека артикуляционных упражнений;
«Сказки о весёлом язычке»