Получи документы

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении

Анна Южакова
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание и социальная среда формируют

индивидуальный склад личности,

который проявляется в направленности

способностей, потребностей, целей,

чувств, воли и характера.

Учитывая эти способности, воспитатель

должен индивидуально подходить к детям…»

(Е. В. Смородина)

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении» размещена в разделах

Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост и разнообразие педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону индивидуализации.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Стремясь быть современным человеком, способным обучаться, я беру на вооружение более эффективные психолого-педагогические подходы к организации дошкольного воспитания и образования.

В опыте моей работы имеет место реализация индивидуальных образовательных маршрутов в случае, если у ребенка возникают проблемы освоения образовательной программы в связи с длительным отсутствием в группе, имеющимися проблемами в развитии или превышение требований стандарта.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

Основная цель, которую я ставлю при создании индивидуального образовательного маршрута, заключается в следующем: создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

ИОМ разрабатываю специально для конкретного ребенка как его индивидуальную образовательную программу.

Таким образом, в основе построения ИОМ я создаю наиболее оптимальные для ребенка условия обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков.

Организуя обучение, опираюсь на знания психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ начинаю с комплексной оценки, т. е. педагогического мониторинга. Это позволяет мне не только регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

При создании индивидуального маршрута ребенка выделяю основные этапы:

1 этап - наблюдение (участвуют все педагоги, работающие с ребенком) :

• наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

• наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

• беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями.

Для более целенаправленной работы по изучению особенностей развития и освоения образовательной программы детьми моей группы были разработаны оценочные листы, которые используют педагоги-специалисты и воспитатели.

Во время наблюдений за детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах, обращаю внимание на следующие моменты: каковы знания ребенка об окружающем (называет или не называет свое имя, имена родителей, времена года, признаки времен года). Соответствуют ли программным требованиям знания о животном и растительном мире, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.

Особенное внимание обращаю на такой показатель как отношение ребенка к деятельности : способен или нет контролировать свою деятельность, доводит ли дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь, и какую

(словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую). Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: стремится преодолеть или нет, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, самостоятельно ищет выход.

2 этап - диагностика (педагогом-психологом) :

• определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование);

• построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка;

• подбор методик, определение методов и приемов работы.

3 этап - практическая работа:

• подбор индивидуальных заданий;

• связь с родителями и педагогами;

• корректировка задач, методов работы с ребенком.

На этом этапе обращаю большое внимание и использую все режимные моменты для проведения индивидуальных занятий, внесенных в индивидуальную программу. Чтобы работа проводилась более четко, осуществляется постоянная связь со всеми педагогами. Педагог-психолог систематически дает рекомендации по организации индивидуальной работы, которые вношу в календарный план работы с детьми.

В индивидуальной работе с детьми использую самые разные формы в зависимости от тех трудностей, которые испытывают дети. Например, в моей группе есть дети, которые испытывали определенные трудности при адаптации. В этом случае мне помогали такие приемы, как:

«Минутка добрых слов», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на добрые события дня;

индивидуальная беседа на интересующие детей темы, или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни;

• использование метода коллекционирования («Альбом фантиков») содействует возникновению общения, совместных игр;

• предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, емкости личных вещей, оборудование для самостоятельной деятельности) направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

В работе с детьми, испытывающими трудности в развитии коммуникативной сферы, мне помогают:

• элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим;

• специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Весело - грустно», «Зеркало» и т. п. ;

• пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление;

• игры драматизации.

• театрализованные игры;

• чтение художественной литературы;

• игра на музыкальных инструментах.

Для развития социальных навыков у ребенка провожу :

• Дидактические игры («Мамины помощники»);

• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет».

Подобным образом мною определены приемы работы по всем направлениям развития, в которых ребенок испытывает те или иные трудности.

4 этап – контроль:

• итоговая диагностика (позволяет оценить эффективности использования ИОМ);

• представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ.

Реализация ИОМ идет в тесном взаимодействии с родителями моих воспитанников. Знакомлю родителей с той работой, которая осуществлялась с ребенком в группе через ежедневные индивидуальные беседы, оформление выставок детских работ, через индивидуальные рекомендации специалистов.

Все это дает мне уверенность в достижении положительных результатов в развитии моих воспитанников и успешного освоения образовательной программы ДОУ.

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ Индивидуально - образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ. Составлен и проведен учителем - дефектологом Ивановой Н. А. ГБДОУ №13.

Индивидуальный образовательный маршрут сенсорного развития ребенка Индивидуально – образовательный маршрут развития ребенка ИФ ребенка М. Д. Дата рождения 09.01.2014г Дата начала ИОМ 1.09.2015г Проблема:.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка по ЗКР Индивидуально – образовательный маршрут развития ребенка ИФ ребенка Н. Т. Дата рождения. 2014г Дата начала ИОМ 1.09.2015г Проблема: Ребёнок.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Теремок» сельского поселения «Село Вострецово» Индивидуальный.

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка группы Фамилия, имя. ребенка Костя С Основное направление развивающей коррекционной работы Речевое развитие монологическая и диалогическая формы.

Индивидуальный образовательный маршрут по ФЭМП Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника Андрей К. МБДОУ №3 ст. Калниболотской Возраст ребенка: 4лет 6 месяца Пол: мужской.

Индивидуальный образовательный маршрут по художественно — эстетическому развитию Индивидуальный образовательный маршрут по художественно – эстетическому развитию на 2014-2015 уч. г. ФИО ребенка: Иванова Дарья Сергеевна.

Индивидуальный образовательный маршрут развития дошкольника Возраст: лет, пол: Трудности: невнимателен и рассеян, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий. Цель:.

Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе Индивидуальный образовательный маршрут Дата заполнения: 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ Ф. И. О. ребенка: Дата рождения : Группа здоровья: вторая Возрастная.

Презентация «Индивидуальный образовательный маршрут» Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 21:02
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении» (включая файлы) размещена пользователем Анна Южакова (УИ 36593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД