Анна Южакова
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание и социальная среда формируют
индивидуальный склад личности,
который проявляется в направленности
способностей, потребностей, целей,
чувств, воли и характера.
Учитывая эти способности, воспитатель
должен индивидуально подходить к детям…»
(Е. В. Смородина)
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении» размещена в разделах
Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост и разнообразие педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления.
Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону индивидуализации.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Стремясь быть современным человеком, способным обучаться, я беру на вооружение более эффективные психолого-педагогические подходы к организации дошкольного воспитания и образования.
В опыте моей работы имеет место реализация индивидуальных образовательных маршрутов в случае, если у ребенка возникают проблемы освоения образовательной программы в связи с длительным отсутствием в группе, имеющимися проблемами в развитии или превышение требований стандарта.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
Основная цель, которую я ставлю при создании индивидуального образовательного маршрута, заключается в следующем: создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
ИОМ разрабатываю специально для конкретного ребенка как его индивидуальную образовательную программу.
Таким образом, в основе построения ИОМ я создаю наиболее оптимальные для ребенка условия обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Организуя обучение, опираюсь на знания психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ начинаю с комплексной оценки, т. е. педагогического мониторинга. Это позволяет мне не только регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
При создании индивидуального маршрута ребенка выделяю основные этапы:
1 этап - наблюдение (участвуют все педагоги, работающие с ребенком) :
• наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями.
Для более целенаправленной работы по изучению особенностей развития и освоения образовательной программы детьми моей группы были разработаны оценочные листы, которые используют педагоги-специалисты и воспитатели.
Во время наблюдений за детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах, обращаю внимание на следующие моменты: каковы знания ребенка об окружающем (называет или не называет свое имя, имена родителей, времена года, признаки времен года). Соответствуют ли программным требованиям знания о животном и растительном мире, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.
Особенное внимание обращаю на такой показатель как отношение ребенка к деятельности : способен или нет контролировать свою деятельность, доводит ли дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь, и какую
(словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую). Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: стремится преодолеть или нет, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, самостоятельно ищет выход.
2 этап - диагностика (педагогом-психологом) :
• определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование);
• построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка;
• подбор методик, определение методов и приемов работы.
3 этап - практическая работа:
• подбор индивидуальных заданий;
• связь с родителями и педагогами;
• корректировка задач, методов работы с ребенком.
На этом этапе обращаю большое внимание и использую все режимные моменты для проведения индивидуальных занятий, внесенных в индивидуальную программу. Чтобы работа проводилась более четко, осуществляется постоянная связь со всеми педагогами. Педагог-психолог систематически дает рекомендации по организации индивидуальной работы, которые вношу в календарный план работы с детьми.
В индивидуальной работе с детьми использую самые разные формы в зависимости от тех трудностей, которые испытывают дети. Например, в моей группе есть дети, которые испытывали определенные трудности при адаптации. В этом случае мне помогали такие приемы, как:
• «Минутка добрых слов», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на добрые события дня;
• индивидуальная беседа на интересующие детей темы, или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни;
• использование метода коллекционирования («Альбом фантиков») содействует возникновению общения, совместных игр;
• предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, емкости личных вещей, оборудование для самостоятельной деятельности) направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
В работе с детьми, испытывающими трудности в развитии коммуникативной сферы, мне помогают:
• элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим;
• специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Весело - грустно», «Зеркало» и т. п. ;
• пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление;
• игры драматизации.
• театрализованные игры;
• чтение художественной литературы;
• игра на музыкальных инструментах.
Для развития социальных навыков у ребенка провожу :
• Дидактические игры («Мамины помощники»);
• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет».
Подобным образом мною определены приемы работы по всем направлениям развития, в которых ребенок испытывает те или иные трудности.
4 этап – контроль:
• итоговая диагностика (позволяет оценить эффективности использования ИОМ);
• представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ.
Реализация ИОМ идет в тесном взаимодействии с родителями моих воспитанников. Знакомлю родителей с той работой, которая осуществлялась с ребенком в группе через ежедневные индивидуальные беседы, оформление выставок детских работ, через индивидуальные рекомендации специалистов.
Все это дает мне уверенность в достижении положительных результатов в развитии моих воспитанников и успешного освоения образовательной программы ДОУ.