Екатерина Потапова
Индивидуальный образовательный маршрут как фактор повышения качества образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Индивидуальный образовательный маршрут как фактор повышения качества образования дошкольников с различными образовательными результатами.
2 слайд Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут как фактор повышения качества образования дошкольников» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
3 слайд Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута -
это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
4 слайд В каких случаях разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут?
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются : для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов; для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов; для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Я хочу рассказать о работе с детьми с отставанием в развитии, которое соответствует их возрасту. Такие дети, как и все остальные в своем развитии направлены на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого значительно отличается от общепринятого. Им необходима ранняя коррекционная помощь.
Выделено несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
5 слайд Первый этап - наблюдение.
Я наблюдала за детьми моей группы в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др. В итоге, я выделила двоих детей, которые имеют разные степени отставания в развитии, соответствующее их возрасту. По результатам наблюдения заполнила таблицу «Выявление групп дошкольников по трудностям». Фамилии и имена этих детей я предлагаю зашифровать следующим образом : цыпленок, котенок.
6 слайд Диагностический этап. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины».
На данном этапе провела мониторинг образовательного процесса – оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы. Основывается на анализе достижения детьми результатов по образовательным областям. Дата проведения первичного мониторинга - сентябрь. При проведении мониторинга мною были использовано научно – методическое пособие: «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей», Ю. А. Афонькина. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность с дошкольниками.
Проведя диагностику, я выяснила, что оба воспитанника имеют явные признаки отставания по всем областям. У них был выявлен низший уровень. Наблюдались проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно стремление к одиночеству. Нуждается в постоянном контроле. С программными задачами также не справляются: отсутствует концентрация внимания, нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе. Наблюдается синдром дефицита внимания.
7 слайд Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. «Разработка содержания образовательного маршрута» - самый сложный и трудоёмкий. Педагогу необходимо определить темы занятий, сделать подборку игр и упражнений дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели. Ознакомить с ИОМ родителей, дать рекомендации.
Существующая проблема отставания детей в развитии, которое соответствует их возрасту, отсутствие рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии к составлению адаптированной программы для таких детей приводит нас к пониманию, что без помощи специалистов нам не справиться. Огромную роль в помощи своим детям должны играть родители. Мной же составлены ИОМ для каждого. С родителями были проведены беседы, индивидуальные консультации, рекомендовано обратиться к специалистам : Цыпленку к логопеду, Котенку, имеющему более серьезные проблемы, к психиатру и неврологу. Такие же рекомендации им дали врачи ЦРБ при осмотре. Предложили обратиться в «Семейную академию».
Время для реализации ИОМ определила 1 год.