Снежана Сергеевна Гарбуз
Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО
Актуальность:
Дошкольное образование- это первый этап образования в жизни человека. Именно в дошкольном образовании закладываются первоначальные навыки и умения, которые потом останутся с человеком на всю жизнь.
Дошкольное образование строится на основе следующих принципов:
- Каждый ребёнок полноценно проживает все этапы детства.
- Образование соответствует возрасту детей.
- Обучение и воспитание ведутся с учётом особенностей каждого ребёнка.
- Ребёнок признаётся полноценным субъектом дошкольного образования.
Публикация «Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО» размещена в разделах
- Познавательные интересы и деятельность формируется у детей с помощью разных видов и форм деятельности.
- Воспитатель поддерживает инициативу ребёнка во всех видах деятельности.
- ДОО активно взаимодействует с семьями воспитанников.
Достаточно ясным представляется, что для дошкольного учреждения очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнёрства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения ещё не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.
«Социальное партнёрство»- это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам всех участников образовательной деятельности. (Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, к. п. н. И. М. Реморенко)
Основные принципы социального партнёрства :
- равноправие сторон;
- уважение и учёт интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.
Если говорить о социальном партнёрстве как о факторе повышения качества образования, то нужно учесть то, что немаловажную роль в образовательной и воспитательной деятельности, социализации детей, расширения их кругозора, является взаимодействие с социальными партнёрами. В роли социальных партнёров обычно выступают учреждения, находящиеся по соседству с ДОО.
На начало учебного года было выявлено, что дети подготовительной к школе группы испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе.
Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОО.
Поэтому стал вопрос о необходимости разработки и реализации проекта
«Мы будущие первоклассники»
Цель проекта: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению и «внутренней позиции школьника» посредством специально разработанного комплекса мероприятий.
Задачи проекта:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
• Провести диагностику уровня сформированности «внутренней позиции школьника» у воспитанников подготовительной группы.
• Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей 6-7 лет «внутренней позиции школьника».
• Знакомство детей со школой и профессией учителя.
Реализация проекта осуществляется с воспитанниками 2 раза в месяц, во 2 половине дня, 30 минут.
2. Основной этап:
Проект осуществлялся в три этапа:
I этап. Подготовительный
Задачи:
-Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.
- Подбор диагностического инструментария.
- Составление и обсуждение совместного плана работы по
преемственности детский сад- школа.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды.
- Диагностика уровня сформированности внутренней позиции школьника.
- Анкетирование родителей по вопросу подготовки детей к школе.
- Изучение анализ полученных результатов, выводы.
II этап – основной
Задачи :
1. Формирование у детей правильного представления о школе;
2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
4. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по школьной тематике;
7. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
III этап – заключительный – анализ результатов проекта
Задачи:
- итоговая диагностика уровней сформированности «внутренней позиции школьника»,
- анализ результатов реализации проекта.
Основными социальными партнё рами нашего ДОО являются:
. Взаимодействие с семьями воспитанников;
. Взаимодействие с городской библиотекой;
. Взаимодействие со школой ((МБОУ СОШ №6).
. Сотрудничество с родителями
Ежегодно мы проводим анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка.
При проведении анкетирования выявились следующие вопросы, которые беспокоят родителей:
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не компетентны в выборе образовательных программ.
2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
Предоставляются консультации по следующим темам: «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Мотивационная готовность к школьному обучению», «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»,
«Подготовка детей подготовительной группы к школе».
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе»,«Леворукий ребенок», «Учим детей считать, писать, читать», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе»,
«Как выбрать программу обучения для своего ребенка».
. Взаимодействие с городской библиотекой
Цель: воспитывать интерес к книге как источнику новых знаний, бережное отношение к ним.
Проведён цикл экскурсий в библиотеку. В ходе экскурсий дети представили свой детский сад, узнали о работе специалистов, работающих с детьми. Работники библиотеки организовали для наших воспитанников ряд тематических встреч: «Знакомство с книгой», игра «Лабиринт». Специалисты предложили детям вместе с родителями прийти и записаться в библиотеку. У детей после экскурсии остались яркие впечатления.
Большим результатом нашей совместной работы можно считать тот факт, что несколько родителей наших воспитанников записались в детскую библиотеку.
. Взаимодействие со школой
Цель- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием. Воспитание через координацию деятельности педагогического коллектива школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе, создание системы непрерывного развивающего образования детей, направленной на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Наш детский сад взаимодействует с МБДОУ СОШ №6.
Формы преемственных связей
Взаимодействие педагогов:
1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2) семинары, мастер- классы;
3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
7) педагогические и психологические наблюдения.
Работа с детьми
В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы преемственных связей в работе с детьми :
- Проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;
- Сюжетно-ролевые, дидактические игры «Школа», «Будущий первоклассник»;
- Экскурсия в школу;
- Посещение школьных классов, уроков физкультуры;
- Выставки рисунков и поделок;
Воспитатели подготовительных групп знакомят дошкольников с понятием «школа». Дети узнают: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д.
В каждой группе имеются доска, разнообразие счётного материала, касса с буквами, магнитные цифры и буквы, портфели, на некоторые занятия столы расставляются как парты. Дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.
Проведены экскурсии в МБОУ СОШ №6. Во время экскурсии в школе ребята посмотрели кабинет начальных классов, спортивный зал, столовую. Посещение библиотеки вызвало восторг от колличества и разнообразия книг, библиотекарь Брик Наталья Григорьевна, показала детям учебники, по которым они будут учиться, когда пойдут в 1 класс. Так же наши воспитанники с удовольствием посмотрели детские книги и журналы, которые можно читать в свободное время.
Проводились совместные мероприятия: праздник «Масленица»; спортивное развлечение «Весёлые эстафеты» (дети 1 класса и подготовительной группы); праздник в школе «Мы теперь- ученики!».
Свои впечатления, эмоции от экскурсий ребята выразили в рисунках, которые мы разместили на выставке: «Здравствуй, моя будущая школа».
Подобные встречи детского сада и школы, способствуют:
- снятию стресса у будущих первоклассников;
- сокращает адаптационный период ребёнка в школе;
- у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;
- учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя.
В результате реализации проекта:
У детей:
- сформировалась внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- личностная готовность детей к обучению в школе.
У родителей:
- положительная оценка деятельности ДОО;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобрели знания по вопросам подготовки детей к школе.
У педагогов:
- активизация творческого потенциала педагога.
В группе ДОУ:
Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда.
3. Заключительный этап:
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что социальное партнёрство даёт возможность реализовать себя всем участникам взаимодействия и способствует повышению качества дошкольного образования.
Отмечу, что сотрудничество детского сада и школы, с целью обеспечения преемственности, помогает педагогам улучшить качество учебного процесса, а детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно, с повышенным познавательным интересом, отсутствием школьной тревожности, высоким уровнем мотивации учебной деятельности и быстрой адаптацией к условиям школьного обучения. Адаптация детей к условиям школы зависит от нас – педагогов. Не бойтесь взаимодействовать со школой!