Виктория Багдасарова
Индивидуальный личностно-ориентированный подход к детям с речевыми нарушениями на коррекционно-развивающих занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный личностно-ориентированный подход к детям с речевыми нарушениями на коррекционно-развивающих занятия х.
Учитель-логопед
Багдасарова В. В.
Работа учителя-логопеда и воспитанника строится на гармонии, дружелюбии и сотрудничестве. В своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка. Очень важно, чтобы ребенок относился к занятиям позитивно, доверял специалисту, чувствовал, что его понимают и поддерживают. Только в этом случае возможна продуктивная и эффективная работа.
Публикация «Индивидуальный личностно-ориентированный подход к детям с речевыми нарушениями на коррекционно-развивающих занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Нарушения речи являются одной из причин трудности восприятия и усвоения программ дошкольной подготовки, а, в последующем, и школьной программы [3; С. 157]. Если речевая функция выполняется не в полной мере, можно наблюдать нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, дефектное произношение некоторых звуков. У ребенка возникают трудности работы с навыками письма и чтения.
Нарушения речи у детей дошкольного возраста часто сопровождаются психологическими предпосылками и отмечаются рассеянным вниманием, недостаточной наблюдательностью (в том числе к лингвистическим событиям, нарушение логического мышления. Дети часто не могут запомнить материал, а значит возникают трудности с планированием действий и определением последующих алгоритмов работы для решения задач, которые возникают в ходе учебы, речение которых помогают достигнуть высокой успеваемости.
Свою работу логопедической направленности я, как правило, начинаю с сбора и анализа данных о развитии ребенка. Учитываю заболевания, которые могли повлиять на нарушения речи, уделяю внимание неречевым психическим функциям [7; С. 277]; большую роль играет звукопроизношение и анатомические особенности артикуляционного аппарата, функции дыхательной системы, голосовых связок ( как говорит ребенок: громко или тихо, насколько грамотно, быстро и четко он способен формировать связную речь, или в состоянии эмоционального возбуждения, воспроизведения звуко-слоговой структуры слова.
По результатам вышеописанных исследований выстраивается работа с ребенком с нарушением речи (групповые и/или индивидуальные). Логопедическое обследование дает представление для специалиста при выборе тактики коррекции и обучения, позволяющую улучшить работу моторики (артикуляционной, поставить и автоматизировать трудные для ребенка звуки, с учетом индивидуальных особенностей и сохранением интереса и желание у ребенка к обучению [1; С. 105].
На коррекционно-развивающих занятиях я использую комплексны подход, что позволяет включить в работу такие необходимые компоненты, как: мимика, мелкая моторика, звукопроизношение [5; С. 192]. На занятиях с детьми мы совместно разыгрывает сценки на коврографе, где ребята озвучивают героев сказок или мультфильмов и начинается игровое представление, в ходе которого ведется работа над нарушениями речи. Дополнительно развивается кругозор и фантазия ребенка, его творческие способности (менять интонацию, делать речь выразительной, менять темп, тембр, использовать мимику).
На занятиях с детьми проводится работа по закреплению звуков в речи, расширению словарного запаса, развитию связной речи. Таким образом, радость от активности и общего характера занятий позволяет ребенку с большим успехом преодолевать трудности и осваивать необходимую программу обучения и коррекции [7; С. 280]. Скажем так, радость движений помогает улучшить не только успеваемость, но и качество жизни. Как педагог, я считаю необходимым развивать эмоционально-волевую сферу в развитии и образовании ребенка. Иными словами, нужно создать необходимую атмосферу, чтобы личность ребенка обретала черты гармоничного человека, с отсутствием комплексов и неуверенности в себе. Занятия построены таким образом, чтобы продемонстрировать важность дружбы и взаимоуважения, дети учатся самокритики и оценке.
Все коррекционные занятия ориентированы на психологическую защищенность детей, их комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом-логопедом [8; С. 216]. Все эти компоненты позволяют достичь максимального внимания у детей, поддержать их заинтересованность и избежать рассредоточенности во время выполнения упражнений. Это очень важно, учитывая, что у детей с нарушением речи часто встречается сниженная работоспособность и быстрая утомляемость, переменчивое настроение. В ходе работы мы видим, что дети осваиваю навык связной речи быстрее и эффективнее, на занятия ходят с удовольствием.
Коррекционно-развивающие занятия должны быть основаны на том, что педагог понимает, принимает и признает ребенка с его индивидуальными чертами характера и особенностей нарушений речи, позволяет ему естественно проявлять себя в пространстве и при этом дает поддержку, создает ситуацию успеха и дает уверенность в том, что у ребенка получится справиться с задачей [2; С. 110]. В таком случае дети с энтузиазмом стремятся познать языковые явления и преодолеть свои индивидуальные барьеры на пути к грамотной, сформированной чистой речи.
Кроме перечисленных технологий, в своей работе я использую музыкотерапию и др. оригинальные методы. Мой опыт показывает, что такое построение занятий гарантирует эффективное освоение обучающих и коррекционных программ и быстрый прогресс.
Литература
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Ростов н/ Д: Феникс, 2008.-105 с.
2. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей. Ростов н/ Д: Феникс, 2008.-110с.
3. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 157 с.
4. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М. : Юрайт, 2019. — 179 с.
5. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с
6. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет под редакцией Дедюхиной.
7. Попкова, Н. А. Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 277-280. — URL : https://moluch.ru/archive/385/84724/ ( дата обращения: 18.01.2023).
8. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии : логопедическая ритмика. — М. : Юрайт, 2020. — 216 с.