Чернева Надежда Юрьевна
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [О] и буква О», «Звук [У] и буква У» для детей 7–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Контроль и программирование речевой деятельности, сопряженные с формированием произвольной психической деятельности
Задачи: коррекционно-образовательная:
• закреплять и уточнять понятие гласный звук;
• обучать навыкам дифференциации гласных У-О устно и на письме;
коррекционно-развивающая:
• закрепить артикуляционно-акустические образы гласных О-У
• вырабатывать умение выделять и сравнивать лабиализованные гласные У-О на уровне звука, слога и слова на основе развития механизмов звуко-зрительного и слухо-произносительного анализа;
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие „Звук [О] и буква О“, „Звук [У] и буква У“ для детей 7–8 лет» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
• создавать условия для усвоения способов закрепления дифференциации гласных фонем У-О путем выработки навыков фонематического и артикуляционно-кинестетического самоконтроля при их произношении и обозначении на письме;
• развивать фонематическое представление, звукобуквенный анализ и синтез через отработку конкретных навыков фонематического разбора слогов, слов с гласными У и О;
• соотнесение выделенных из слова фонем У-О со зрительными образами букв (графемами, которые должны быть отдифференцированы друг от друга;
• способствовать развитию осознанных и автоматизированных общеучебных навыков, пониманию грамматической закономерности, лежащей в основе усвоения содержательной и операциональной стороны навыков написания гласных У и О в словах;
• развивать ассоциативное мышление, ориентировку в пространстве, зрительно-пространственное восприятие и зрительную память;
коррекционно-воспитательная:
• развивать патриотическое чувство по отношению к русскому языку, любви и интереса к нему.
• обучать слушать педагога;
• развивать личностные качества
Ход занятия
Организационный момент
Формирование позитивного эмоционального климата на уроке, на личностное развитие ребенка. Включение в деловой ритм.
- Здравствуй, Максим, мы рады тебя видеть. Почему я говорю мы, потому что сегодня у нас гости, поздоровайся с ними.
- Вымой руки, вытри полотенцем.
- Чтобы настроиться на занятие, тебе нужно выпить немножко воды.
- Пей неторопливо, маленькими глотками.
- Скажи, пожалуйста, какой звук ты учишься правильно произносить на логопедических занятиях? (звук [С]).
- Сегодня мы будем учиться красиво выговаривать и другие звуки, а какие ты догадаешься сам.
- Сначала мы выполним упражнения для язычка и губ.
- губки проснулись, улыбнулись; 1,2,3,4,5.
- к чаю потянулись; 1,2,3,4,5.
- блинов захотели; 1,2,3,4,5.
- ам, и съели;
- а блины с вареньем, оближем губки; 1,2,3,4,5.
- теперь покатаемся на лошадках. Поцокали. 1,2,3,4,5.
- А в лесу комарики, звеним как комарики.
- приготовь пальчик, сейчас мы поднимем язычок и продолжаем звенеть.
- молодец, у тебя все хорошо получается. И язычок, и пальчик хорошо поработали.
Основная часть
Сегодня у нас будет путешествие на паровозе. Вот он подает сигнал. Ты знаешь, как подает сигнал паровоз? (У-У-У). (Слайд 1)
- Вот он едет издалека, слышно как сначала тихо, а потом все громче и громче он гудит. Послушай: У-У-У-У…
- Покажи теперь ты.
- Мы приехали на станцию «Птичий двор». Станция – это остановка паровоза.
- Кто это нас встречает? (игрушки утка и утята) (Слайд 2)
- Ты знаешь, как называется эта игрушка?
- Она умеет плавать?
- Как называют детенышей утки? УТЯТА
- А вот как они выглядят на самом деле.
(Слайды 3,4)
- Послушай, на какой звук начинается слово утка?
- А слово утята?
- А вот у нас картинка «На птичьем дворе»,
покажи, где здесь утки, а где утята?
- А кто кормит уток и других птиц?
- Эту девочку зовут Оля. Это Оля кормит уток.
- Как зовут девочку?
- А на какой звук начинается имя девочки Оли?
- Как ты думаешь, случайно здесь оказались игрушки утка, утята и девочка Оля?
- Ты догадался о каких звуках мы будем говорить?
Продолжим наше путешествие, поехали дальше на паровозе.
Мы на станции, которая называется «Звуки О и У»
- Посмотри на свои губы в зеркало. Что происходит с губами при произнесении звука [О]? Помнишь на какую фигуру похожи губы? (на овал).
- А когда произносим звук [У], губы на что похожи? (на маленький кружок).
- Что с ними происходит? (они вытягиваются).
- Поётся или не поется звук, когда мы произносим звуки [О] и [У]?
- Мешает ли препятствие во рту произношению этих звуков?
- Значит эти два звука какие? (гласные)
- Каким цветом обозначаем гласные? (красным)
- найди символ звука [У], [О] на экране. (Слайд 5. Символы гласных звуков).
- А теперь найди, кто из детей показывает звук [У].
- Попробуй, скажи также.
(Слайд 6. Изображения детей с артикуляцией звуков)
- Отгадай, кто произносит звук [О]?
- А теперь ты произнеси.
- Вспомни, какие динамические паузы мы проводили. А какая больше всего тебе нравится? Вместе произносим и шагаем:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
А сейчас на столе, как на пианино, поиграем пальчиками, только будем при этом произносить чистоговорки.
Со-со-со – у Сони колесо
Су-су-су – мы видели осу
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
- Теперь мы приехали на станцию «Буквы У и О». Мы уже знаем, как пишутся буквы, обозначающие звуки [О]-[У]. Напиши на доске буквы У, О.
(Слайд 7)
- Сосчитай глазами, сколько букв У в первом ряду;
- во втором ряду;
- в третьем ряду.
А теперь посчитайте, сколько букв О в первом ряду;
- во втором ряду;
- в третьем ряду.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Создание проблемной ситуации.
- Сейчас ты сам будешь составлять слоги и слова. (Касса букв).
- Найди среди других буквы занятия.
Составим слог ОС. Какая первая буква? Найди её.
- Под какой буквой красную фишку положим?
- Прочитай, что получилось.
- А под буквой С, какого цвета фишку нужно положить?
- А как сделать так, чтобы из слога ОС получилось СО? Прочитай.
- А какую букву добавим, чтобы из слога СО получилось СОК?
- под какой буквой красную фишку положим?
- рядом со словом СОК составь слог УС. Прочитай.
- А как сделать так, чтобы из слога УС получилось СУ? Прочитай.
- Теперь из слога СУ нужно получить слово СУП.
- Какой звук слышишь на конце слова СУП, найди букву П.
- Под какой буквой красную фишку положим? (У)
(Слайд 8)
- Аккуратно отодвинь кассу. Спиши в тетрадь.
- Сначала запиши число в тетради там, где я поставила точку в центре листа.
- Найди вторую точку. Начинай записывать слоги и слова.
- красным карандашом поставь точку под гласными.
Организует применение нового способа для выделения понятия
Диагностическая работа (на входе, оценивает выполнение каждой операции
Мы приехали на станцию «Отгадай-ка».
Утка, удав и гусь загадали слова-действия, которые начинаются со звука [У]. Договори слово:
- Утка плыла-плыла и … (уплыла).
- Гусь летел-летел и … (улетел);
- Удав полз, полз и … (уполз).
- Какие слова-действия загадали нам утка, удав и гусь?
- Где стоит звук [У]?
- Как изменилось значение слов: плыла-уплыла? полз-уполз? летел-улетел?
(Вот утка была-была, мы ее видим, а потом она уплыла, ее не стало видно)
Заключительная часть
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы; - контрольно-оценивающая деятельность
Едем на следующую станцию, она называется «Магазин». Что только не продается в магазине!
Ослик, лодка, дом, утка, петух, улитка, осы, утюг.
- я куплю 4 картинки, а те картинки, что я забыла купить - купишь ты.
- Слушай внимательно, я куплю ослика, лодку, дом, ос.
- А теперь ты покупаешь, то, что осталось. Что ты купишь? Называй.
- Какой звук слышится во всех словах на твоих картинках? (звук [У]).
- А ты услышал, какой общий звук у меня на картинках? (звук [У]).
- А сейчас выбери слова-предметы, которые отвечают на вопрос кто это? (утка, ослик, петух, улитка, осы).
- То есть, они все какие? (живые).
- Сейчас птицы и звери поедут на поезде вместе с нами путешествовать. Только в разных вагонах: в первом вагоне поедут звери и птицы, в названиях которых имеется звук [У], а во втором – звери и птицы, в названиях которых имеется звук [О].
- Кто поедет в 1-ом вагоне?
- Кто во втором?
- Вот поезд уехал, слышно, как громко он прогудел, а потом все тише, тише… У-У-У…
Итог занятия
- Поезд уехал, спасибо ему, он помогал нам различать звуки.
- А мы приехали на свою станцию, посмотри на слайд. Узнаёшь это место?
- Правильно, это наш город Удачный. На какой звук начинается название нашего города? (Слайд 9)
- А какие звуки мы учились отличать друг от друга на занятии?
- Как считаешь, ты научился отличать звуки и буквы О и У?
- Если думаешь, что не будешь путать О и У, то нарисуй в тетради оранжевый кружок, а если считаешь, что не научился – фиолетовый кружок