Елена Королёва
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях;
- развивать пространственную ориентацию;
- формировать умение оценивать свою деятельность;
- воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающему, любовь к природе;
- стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, интонационную выразительность;
- активизировать словарь по теме «Цветы»;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа именительного падежа, существительные родительного падежа, притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными;
- формирование навыка правильного чтения.
Оборудование:
интерактивная доска, разрезная азбука на каждого ребенка
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети: хорошее, радостное, веселое.
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбку, улыбнемся нашим гостям, чтоб у всех было хорошее настроение.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Весна.
- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает. Прилетели птицы, распускаются цветы. Ребята, какие цветы вы знаете? (ответы детей)
- Послушайте весёлую скороговорку.
Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.
В: -На клумбе расцвели цветы, а какие я не знаю. Ребята, а вы знаете этот цветок?
Д: -Лилия.
- Шесть лепестков,
На небо глядят,
Своей красотой,
Притягивают взгляд!
В: - Ребята, на какой звук начинается слово лилия?
Д: - Звук [Л]
2. Актуализация темы занятия
- Сегодня, мы будем работать над звуком [Л], будем произносить его в словах, предложениях.
- А что необходимо выполнять для того, чтобы хорошо проговаривать все звуки? (Артикуляционные упражнения).
3. Артикуляционные упражнения.
- Выполним упражнения для язычка. «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок», «Почистим верхние зубки», «Маляр», «Индюк», «Лошадка».
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]?
Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается,
А губки улыбаются.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
Л – получится певучий, плавный, ласковый и звучный.
- Дайте характеристику звуку [Л]. (Согласный, твёрдый, звонкий).
- На что похож этот звук? Послушайте! (Летит и гудит самолёт).
- Произнесите звук [Л]! Старайтесь, следите за произношением звука [Л].
5. Игра «Разложи цветы по звукам» (на интерактивной доске)
В: - Цветов много расцвело на клумбе. В названии одних цветов есть звук [л], а в названии других нет звука [л].
Лилия, роза, ромашка, тюльпан, ландыш, астра, подсолнухи, гвоздика, колокольчики, мак, одуванчик.
Название какого цветка начинается со звука [Л]? (Лилия, ландыш).
- Названия каких цветов, заканчивается звуком [Л]?
- Где находится звук [Л] в названиях остальных цветов? (В середине слова).
6. «Хлопни в ладошки, если услышишь в слове два звука [Л]»
7. Буква Л.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Л]? (Буквой Л). (Выставляется буква).
- Пропишите эту букву в воздухе. Работа с карточкой.
- Найдите спрятанные буквы «Л». Обведите их.
- Молодцы, вы нашли много букв «Л».
8. Составить слово «лилия» из букв (интерактивная доска, на песке, разрезная азбука)
- Определить сколько букв, слогов, какой ударный слог.
9. Определение наличия звука [Л] в названиях цветов.
- Давайте соберем букет из цветов, в названии которых есть звук [Л].
10. Образование существительных множественного числа именительного падежа.
- На нашей клумбе по одному цветку каждого вида, а если бы их было много, то, как бы мы их назвали? (лилия — лилии, ландыш – ландыши, т. д.)
11. Согласование числительных с существительными.
- Я назову число, а вы – такое же количество указанных мною цветов. - 5. (Пять лилий).
- 3. (Три тюльпана). И т. д.
11. Образование существительных родительного падежа.
Игра «Кого не стало?»
- Соберем красивый букет из цветов. В букет возьмем тюльпан. На клумбе теперь нет какого цветка? – тюльпана и т. д.
12. «Найди названия цветка»
- А сейчас посмотрим, как вы запомнили названия цветов. Прочитайте слова, подчеркните только названия цветов.
Лилия тюльпан роза ромашка ландыши
Стебель листок корень
Какие названия цветов вы нашли? (Лилия, тюльпан, роза, ландыш). Проверьте, у всех так? И т. д.
- Какие слова у вас остались неподчёркнутыми? (стебель, листок, корень).
- Что обозначают эти слова? (Части цветка).
13. Образование притяжательных прилагательных
Игра «Закончи предложение»
Цель: совершенствование навыков словообразования (прилагательные от существительных)
- Если цветы растут на лугу, как мы назовем цветы? Закончите предложение (луговые) .
В лесу растут цветы (лесные) .
В поле растут цветы… (полевые) .
В саду растут цветы… (садовые) .
В теплице растут цветы… (тепличные) .
В оранжерее растут цветы… (оранжерейные).
14. Активная пауза. «Будь внимателен!»
- Давайте немного отдохнём, поиграем в игру и посмотрим, кто у нас самый внимательный.
Пальчиковая игра «Цветы"
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
15. Образование новых слов при помощи приставок.
-Ребята цветы у нас на клумбах что делают? Прочитайте слово. (Растут)
- Составьте новые слова с помощью записанных частей. (Под-, вы-, -на,)
- Как вы понимаете смысл этих слов?
16. Составление предложений.
- А теперь с любым из названных вами слов составьте предложение о понравившемся цветка.
- Сколько слов в ваших предложениях?
17. Работа над интонационной выразительностью.
- А какие ещё знаки препинания могут быть в конце предложения? - Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то, как оно называется? (Восклицательное). Как мы должны его прочитать? (Ярко, весело, восклицая, восторженно).
- Произнесите своё предложение с восклицательной интонацией. - А если стоит вопросительный знак, как произнесём предложение? (Вопросительно).
- Произнесите своё предложение вопросительно.
18. Рефлексия.
- У вас на столах лежат белые конверты. Достаньте их содержимое. Приклейте на верху листа солнышко, облако или тучку, в зависимости от того, какое настроение у вас было на занятии.