МААМ-картинки

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Шамакович Ольга Васильевна
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальная программа

профессионального самообразования

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021г.

Дата окончания работы над темой: май 2022г.

Возраст детей 6-7 лет.

Публикация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи:

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Создать условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.

Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Актуальность:

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Этапы работы

Этапы проекта Сроки

Цели этапов

I этап

(под-ый) Сентябрь

1. Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной теме в Интернете.

2. Разработка перспективного плана работы по теме самообразования.

3. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

4. Работа с методической литературой;

5. Разработка конспектов ООД с использованием приема мнемотехники.

6. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие».

II этап

(основной) В течение

года 1Внедрить в работу план по использованию приемов мнемотехники для формирования связной речи у детей;

2. Оформить для детей мнемотаблицы и схемы;

3. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

4. Оформление картотек.

III этап

(завершающий) май 1. Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми;

2. Отчет о проделанной работе по теме самообразование на итоговом педсовете.

Перспективный план работы с детьми старшей группы.

Дата Работа с детьми Задачи

Сентябрь Диагностика «Речевое развитие» Анализ результатов.

Октябрь 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень».

2. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

3. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице.

4. Заучивание стихотворения «Грибы и ягоды» 1. Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширение и активизация словаря по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках осени.

3. Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о грибах и ягодах.

Ноябрь 1. Составление предложений об осени по мнемодорожкам.

2. Работа с мнемотаблицей «Ожидая зиму».

3. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

4. Заучивание стихотворения «Белка – шалунишка». 1. Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно.

2. Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.

3. Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о повадках белки.

Декабрь 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Зима».

2. Заучивание стихотворения «Хитрый ежик»

3. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

4. Заучивание стихотворения «Дед Мороз» 1. Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о характерных признаках ежа.

3. Учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения. Упражнять в описании персонажа с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о традиционном празднике — Новый год.

Январь 1. Работа с мнемотаблицей «Зимний месяц – январь».

2. Заучивание стихотворения «Елочка» Н. Нищева.

3. Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме. 1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.

3. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Февраль 1. Заучивание стихотворения «Знаю много я игрушек»

2. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

3. Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» с помощью мнемодорожки.

4. Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки. 1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.

2. Упражнять детей в образовании родственных слов, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;

3. Способствовать образному восприятию стихотворения.

Закреплять умение чётко произносить слог, опираясь на мнемокарточку.

4. Продолжать упражнять в чётком произношении чистоговорок

Март 1. Заучивание стихотворения «Подарок маме»

2. Работа с мнемотаблицей по теме «Весна».

3. Составление мнемотаблицы и пересказ сказки «По щучьему велению».

4. Описание и сравнение птиц по мнемосхеме. 1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о женском дне 8 Марта.

2. Продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, зрительное и слуховое внимание.

3. Учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

4. Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемосхему.

Апрель 1. Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения».

2. Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме.

3. Описание и сравнение времен года по мнемосхеме.

4. Заучивание стихотворения «Весна пришла»

5. Составление предложений о весне по мнемодорожкам. 1. Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь.

2. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели.

3. Способствовать развитию связной речи.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей характерных признаках весны.

5. Развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Май Диагностика «Речевое развитие» Проанализировать результаты, сформулировать выводы.

Перспективный план работы с родителями.

1. Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях».

2. Памятка «Принципы работы по мнемотаблице»

3. Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

4. Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам».

Прогнозируемый результат:

Дети:

• совершенствование связной речи;

• пополнение и активизация словарного запаса;

• умение договариваться и работать слажено;

• умение обратиться к взрослому с вопросом;

• умение ребенка отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

Родители:

• повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 03:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шамакович Ольга Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД