Мария Никулина
ИКТ технологии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Никулина Мария Алексеевна, воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №178 «Солнечный круг», г. Краснодар
Реалии современной жизни таковы, что человек с момента своего появления на свет живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают ребенка повсюду: дома, в поликлинике, в магазине, в детском саду. Поток получаемой информации оказывает большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Внедрение в образовательный процесс информационно – коммуникационных технологий навеяно современными тенденциями. Дети дошкольного возраста уже легко освоили компьютер и современные гаджеты. Компьютерные технологии изменили ведущий вид деятельности дошкольника. Современными детьми усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая наиболее ему проста и понятна.
Публикация «ИКТ технологии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
На сегодняшний день остро стоит необходимость изменить систему работы с информацией и построить образовательный процесс с учетом новых требований, способствующих самоореализации и саморазвитию личности. В информационном письме Минобразования Российской Федерации от 25 мая 2001 года «Об информатизации дошкольного образования России» подчеркивается, что, должно происходить обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания через использование новых информационных технологий.
ИКТ – это прежде всего личностно – ориентированная технология. Информационно – коммуникационная технология или ИКТ тесно переплетены с двумя видами технологий – информационными и коммуникационными. И в той, и в другой технологии, в современном мире первое место отводится компьютеру. ИКТ это не только компьютер, педагог, работая с этой технологией, должен уметь работать с интерактивной доской, интернетом, телевизором, DVD, аудио и видео дорожками.
ИКТ – один из эффективных способов мотивации детей. Эта технология позволяет перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения детей к деятельностному. В таком процессе обучения ребенок проявляет инициативу. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в образовательном процессе с использованием ИКТ игра носит современный характер, в процессе такой игры ребенок запоминает и усваивает всю необходимую информацию.
Во время игры, обогащенной компьютерными технологиями, у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться интерес к учебной деятельности. Таким образом играя, ребенок погружается в образовательный процесс и узнает новую информацию.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет разучить комплексы гимнастик, упражнений для снятия нервного напряжения; интерактивная доска позволяет моделировать на занятиях различные ситуации, помогает находить решение проблемных ситуаций. Мультимедийные игры позволяют ребенку дошкольного возраста учиться тренировать психические процессы - внимание и мышление, память и воображение, ребенок становиться более усидчивым. Интерактивная доска – это хороший мотиватор для самостоятельной деятельности ребенка. Все это поможет ребенку в дальнейшем обучении в школе.
Во время занятий, с использованием интерактивной доски и компьютера дети более активно принимают участие в образовательном процессе, не боясь ошибиться, отвечают на вопросы воспитателя и, предлагают свои пути решения, перед поставленной задачей.
Обучение становится захватывающим. Ребенок запоминает то, что в большей степени привлекает его внимание В работе с интерактивной доской, у детей формируются основные психические процессы и мелкая моторика. У старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно. Применение интерактивной доски в образовательных учреждениях позволяет: транслировать информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес; ярко, демонстративно, в доступной форме преподнести новый материал; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности; развивать у детей исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога.
В работе с использованием интерактивной доски у дошкольников происходит :
• Развитие познавательной и творческой активности
• Знакомство с возможностями компьютерных технологий
• Формирование готовности к обучению в школе
• Овладение навыками работы с доской
Принципы ИКТ при работе с детьми старшего дошкольного возраста :
• Принцип активности
• Принцип научности (усвоение неискаженных данных)
• Принцип доступности (конкретно для определенного возраста)
• Принцип последовательности
• Принцип наглядности
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, я применяю методы ИКТ. В образовательной деятельности часто показываю презентации в соответствии с комплексно – тематическим планированием, демонстрирую наглядный материал, так же играем в дидактические и обучающие игры, просматриваем мастер – классы, слушаем и смотрим музыкальные произведения. При использовании данной технологии дети более активно принимают участие в образовательном процессе, самостоятельно находят пути решения перед поставленной задачей, дают более развернутые ответы на вопрос воспитателя.
Я, считаю, что в систему дошкольного образования необходимо внедрять информационные технологии. С использованием ИКТ интерес детей к образовательному процессу растет. Но при работе с компьютером и интерактивной доской важно помнить о сохранении здоровья и зрения. Концентрация внимания у детей старшего дошкольного возраста 10-15 минут, но только 5 – 10 минут можно уделить мультимедийным средствам: презентации, видео или слайд – шоу. Именно этого времени будет достаточно для проведения образовательной деятельности и для работы с интерактивной доской. В ходе образовательной деятельности с использованием интерактивной доски важно регулярно проводить гимнастику для глаз. Чрез каждые 2 минуты дошкольники должны отводить глаза от монитора. Также следует знать, что при работе с интерактивной доской очень важно качество изображения. Оно должно быть четким и контрастным, не иметь бликов и не отражать рядом стоящие предметы. Не стоит увлекаться ИКТ технологиями, то есть не желательно использовать компьютер, интерактивную доску, игры на каждом занятии. Дошкольники могут потерять интерес к процессу обучения.
В наше время ИКТ является неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование в работе педагога информационно – коммуникативных технологий стало доступным, удобным и интересным способом преподнести информацию по- новому.
ИКТ формирует новые знания не только у дошкольников, но и у педагогов. Всегда нужно идти в ногу со временем и осваивать новые задачи.
Литература:
1. Иванова И. И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И. И. Иванова ; [под ред. Ганичевой Е. М. ] ; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2012
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2018.
3. https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-662436