Лидия Климова
Игры со звуками
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия (для родителей и воспитателей).
1. Развитие неречевого слуха.
• Шумящие коробочки
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов : взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.
Публикация «Игры со звуками» размещена в разделах
• Чудо-звуки
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков : шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.
• Что как звучит
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»
• «Прохлопай, как я»
Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.
Ребенок его повторяет.
Варианты игры :
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
• «Красный – зелёный»
Взрослый показывает предметную картинку, громко, чё тко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания :
«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».
Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.
• «Какое слово лишнее?»
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ,
БУДКА – БУКВА– БУДКА – БУДКА;
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ;
КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА.
• «Самое короткое слово»
Взрослый произносит три слова, а ребенок говорит, какое слово самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ
СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА
ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
• «Играем в рифмы»
Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию:
Игра «Добрый слон».
Жил на свете добрый слон, сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
Игры со звуками и словами.
• «Поймай звук»
Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов.
• «Отбери картинки»
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [м].
• «Будь внимателен»
Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].
• «Отгадай загадку»
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке. Например:
Мягкие лапки,
А в лапках царапки (кот)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (стол).
• «Цепочка из слов»
Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: лес— сок—кот—тапки.
• «Квартирка звука»
Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове : начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.
• «Разложи картинки»
Ребенку предлагают разложить картинки на две группы: в одну положить те картинки, в названии которых первый звук твердый, в другую - с
начальным мягким звуком.
• «Внимательные глазки»
Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук,
определить его место в слове.
• «Подбери словечки»
Ребенку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук. Например, звук [к] - кот, молоко, корова, потолок и т. п.
• «Отгадай и назови звуки»
Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например: иуа, ап, ма, кот и т. п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове).
• «Назови по порядку слоги»
Взрослый произносит слово, ребенок говорит: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, ребенок на каждый слог делает хлопок в ладоши.
• «Флажки»
Взрослый называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук : гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок
• Игра «Какой слог лишний?»
Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва,.)
• «А ну-ка, догадайся!»
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
• «Отбей слоги мячом»
Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.
• «Отгадай слово по первым буквам»
Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.
• "Сколько звуков?»
Взрослый произносит слова (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
• «Шифровка»
Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.