Татьяна Морозова
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи : работа со звуками ж – ш
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;
Задачи:
Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;
развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;
Публикация «Занятие по речевому развитию „Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.
Коррекционно-развивающие : способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
развивать артикуляционную моторику;
развивать тонкую моторику и кинетические навыки;
способствовать развитию координации речи с движением;
способствовать развитию зрительной памяти;
Воспитательные: продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и синие с зелёной серединой; два домика на доске;
Ход занятия:
1. Дети находятся в игровой зоне. Воспитатель подходит к ним, в руках у него красивая коробка. Предлагает отгадать загадки.
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)
А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
А теперь отгадайте другую загадку:
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)
А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)
Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)
Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый).
Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове : (жаба, груша, жало, мышь)
2. Пальчиковая игра «Машина».
БИ-БИ-БИ – гудит машина. (Ладонью стучим по левому кулачку)
ТУК-ТУК-ТУК – мотор стучит. (Стучим кулачком о кулачок)
ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ (Рулим руками)
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу, (Трём ладошки друг о друга)
ШУ-ШУ-ШУ – они шуршат.
Быстро крутятся колёса, (Делаем вертушку)
ТА-ТА-ТА вперёд спешат!
3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите синий кружок с зеленым внутри.
Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.
4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У вас на столах лежат картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
6. В заключении ещё немного поиграем. Хотите?
Отгадайте сначала загадку:
Он – весёлый, как ребёнок.
Серый, ласковый… (котёнок).
Правильно! А кто у котёнка мама? (кошка)
Посмотрите, я принесла с собой кошечку, маму того самого котёнка. Сейчас я её расположу вот так… (положить кошку на стул). Где находится кошка? (на стуле). А сейчас? (правильно, под стулом). А теперь? (за стулом). Молодцы! А если я кошку расположу вот так? (перед стулом).
Итог занятия.
Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?
Чем они отличаются друг от друга?
Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.