Ольга Гончаренко
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе «Играем со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : Играем со звуками
Цель: закрепление знаний о пройденных звуках.
Задачи:
коррекционно – образовательные: - развивать умение различать звуки на слух и по артикуляции; различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
Публикация «Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе „Играем со звуками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
коррекционно – развивающие: - формировать навыки звукового и слогового анализа;
- развивать умение определять первый и последний звук;
- развивать грамматически правильную речь, мышление;
- формировать правильное дыхание и интонационную выразительность речи;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
коррекционно – воспитательные: - воспитывать желание заниматься, бережно относиться к раздаточному материалу.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: предметные картинки : торт, ослик, машина; клоун Том; кружки красного, синего и зеленого цвета на каждого ребенка; игра «Бабочка и гусеница», предметные картинки на определение первого и последнего звука; игра «Бусики».
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дети здороваются с Топ – Топом, тот предлагает им разгадать имя его лучшего друга (предметные картинки : торт, ослик, машина).
- Выделите первый звук в названии каждой картинки и тогда сможете узнать, как зовут друга Топ – Топа.
II. Основная часть.
1. Развитие общей моторики – речь с движением «Полетели!»
Раз, два, три,
(поочередно разгибают большой,, указательный и средний палец на обеих руках)
Кнопку жми!
(большим пальцем на обеих руках «нажимаем» на кнопку)
В космос полетели мы.
(руки опускаем вдоль туловища, ноги ставим вместе)
Полетели на ракете,
(сводят руки над головой)
Оказались на планете.
(рисуют вытянутыми руками круглую планету)
Здесь цветут цветы,
(поочередно загибают пальцы на правой, а потом на левой руке на каждую строчку)
Много здесь воды,
Птицы распевают здесь
Редкой красоты.
Растет здесь дивный лес,
В лесу полно чудес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть.
И знает каждый малый,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
И ты, и он, и я,
(делают движения указательным пальцем два раза от себя и один раз на себя)
Прекрасная планета
(рисуют круг перед собой)
Называется Земля.
(разводят руки перед собой)
2. Развитие мелкой моторики «Про космос».
1, 2, 3, 4, 5
(сгибаем пальцы на каждой руке, начиная с большого)
В Космос полетим опять.
(сжимаем – разжимаем пальцы на обеих руках одновременно)
Где Земля, а где Венера?
(руки в стороны, пальцами показываем шар)
Знаемы мы.
(машем правой рукой)
1, 2, 3, 4, 5
(сгибаем пальцы на каждой руке, начиная с большого)
Будем звезды мы считать!
(соединяем каждый палец с большим на двух руках одновременно)
1, 2, 3, 4, 5
(сгибаем пальцы на каждой руке, начиная с большого)
Сбились… будем снова начинать!
(расстроились… машем левой рукой)
О. Гончаренко
3. Развитие мимических мышц: закрываем правый глаз – левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, надуть правую щеку – левую щеку, втянуть правую – левую щеку.
4. Развитие артикуляционной моторики: «Улыбка» - «коридор», «хомячок – худышка», «лошадка – пулемет», «ищем клад» (пя – пя – пя: язык на верхней губе).
5. Работа над развитием дыхания и голоса. : набираем воздух через нос и выпуская струя воздуха говорим: «Ой, ворона!» Набираем воздух: «Где ворона?» Набираем воздух, говорим расстроено: «Больше ее нет». Набираем воздух: «Да вон она, на ветке!»
6. Объявление темы занятия :
- Клоун Том пришел к вам в гости и хочет с вами поиграть. Для начала расскажите ему, что такое звук (дети отвечают)
- Подскажите, каким цветом обозначается гласный звук? (красным) Какой секрет вы знаете про гласные звуки? (они поются)
- Подскажите, каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим) Какой секрет вы знаете про согласные звуки? (при их произношении воздух во рту встречает преграду)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
7. Развитие фонематического восприятия.
7.1. Игра «Определи, какой звук звучит» - игра с фонариками (красный, синий, зеленый кружок).
- Подскажите цвет звука. Каким цветом обозначим гласный? Твердый согласный? Мягкий согласный?
А У Т ТЬ Д ДЬ Ш МЬ Н К НЬ ХЬ Х С О Ы И Э Б
7.2. Игра «Первый – последний звук» (игра «Бабочка и Гусеница).
Бабочка порхает – первый звук нам называет (предметные картинки)
Гусеница ползет, и последний звук везет (предметные картинки).
7.3. Игра «Посчитай слоги».
- Отхлопайте количество слогов в каждом слове – не забываем следить за поставленными звуками! (шапка, ракета, лягушка, лебедь, утка, гусь, гусеница, кактус, машина).
8. Физкультминутка «Мы летали».
Мы летали высоко,
Мы летали низко,
Мы летали далеко,
Мы летали близко!
(выполнение движений по тексту)
9. Развитие фонематических представлений : игра «Бусики» (шнурки и шарики красного, синего и зеленого цвета).
МАК МИГ КОТ ДУБ ПИК
- Клоун Том решил сделать бусики для своей мамы, поможем ему? Сделайте звуковые схемы для названных мною слов. Выделяем звуки и нанизываем на шнурки шарики нужного цвета.
10. Развитие грамматически правильной речи, мышления, автоматизации поставленных звуков.
- Расшифруйте ошибки Незнайки и посчитайте количество слов в каждом предложении.
Луна прилетела с Лунтика. Земля - это спутник Луны. Планеты учили Мишу. Ночью на звездах сверкает небо. Марс стартовал на ракету. Плутон рисовал Володю.
III. Итог занятия.
- Как зовут друга Топ – Топа? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое показалось трудным?