МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию элементарной грамоты у детей с ОНР. Знакомство со звуками Ф и Фь, буквой Ф.

Мальцева Юлия
Конспект занятия по формированию элементарной грамоты у детей с ОНР. Знакомство со звуками Ф и Фь, буквой Ф.
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

1. Коррекционно – образовательные:

• учить правильно произносить звуки ф, фь;

• совершенствовать навык различения звуков ф, фь – по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости;

• учить осуществлять звуко – буквенный анализ и синтез слов на основе наглядно – графических схем;

• учить определять место звуков в словах :

познакомить с буквой ф;

• учить анализировать оптико – пространственные и графические признаки буквы;

• продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Публикация «Конспект занятия по формированию элементарной грамоты у детей с ОНР, Знакомство со звуками Ф и Фь, буквой Ф,» размещена в разделах

2. Коррекционно – развивающие:

• Развивать мимику, мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие, графо – моторные навыки, внимание, мышление, воображение;

3. Коррекционно – воспитательные:

• Развивать навыки самоорганизации и контроля;

• Воспитывать желание приходить на помощь.

Демонстрационный материал: картинки с изображением разных профессий (фокусника, фигуриста, футболиста, фотографа, картинки с изображением дядюшки Фокуса Мокуса, поросёнка Фунтика, филина и фонтана, буква ф, обручи зелёного и синего цвета.

Раздаточный материал: индивидуальные картинки с изображением фонтана и буквы ф, карточки – полоски для звуко – буквенного анализа, фишки синего и зелёного цветов, карандаши.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Ребята, давайте представим, что вы стали взрослыми. Какую профессию вы бы выбрали для себя? (Ответы детей. Я бы хотел (а) быть)

Вы назвали много замечательных профессий. Я знаю, что есть редкие, очень интересные профессии людей. Посмотрите на картинку и назовите профессию человека.

Кто катается на коньках? (фигурист). Кто играет в футбол? (футболист). Кто фотографирует? (фотограф). Кто показывает фокусы? (фокусник).

Будем мы сейчас играть

И слова называть:

Фотограф, фермер, футболист,

Фокусник и фигурист. Сжимают и разжимают одновременно пальчики обеих рук в кулачок.

Загибают пальчики обеих рук одновременно начиная с большого.

Догадайтесь, о ком идёт речь и узнаете, кто будет гостем у нас сегодня. Шляпа, улыбка, руки, цветы, волшебная палочка, чудо.

Как можно назвать по – другому эту профессию? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).

Где можно увидеть фокусника? Как вы думаете, чем он занимается?

Появляется картинка с изображением дядюшки Фокуса Мокуса с поросёнком Фунтиком.

- Ребята, вы догадались, кто пришёл к нам в гости?

К нам в гости пришёл фокусник дядюшка Фокус Мокус со своим помощником поросёнком Фунтиком. У них случилась неприятность. Они потеряли ключи от волшебных сундучков и не могут их найти. С помощью предметов, которые хранятся в этих сундучках, они показывают свои фокусы. Давайте ребята поможем отыскать ключи.

Развитие мимики: Дядюшка Фокус Мокус очень удивился, когда узнал, что ключи потерялись (показать удивление). Затем огорчился (показать огорчение). Потом обрадовался, когда узнал, что мы ему поможем найти ключи (показать радость).

2. Основная часть. Характеристика звуков ф, фь. На доске картинка с изображением фокусника.

- Ребята, дядюшка Фокус Мокус думает, что ключи мог взять филин.

- Какой первый звук в слове фокусник? А какой первый звук в слове филин?

Мы будем учиться различать звуки ф, фь и познакомимся с буквой ф.

- Звук ф, какой он? (согласный, так как воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; при произнесении звука ф губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы; твёрдый звук ф; обозначаем фишкой синего цвета).

- А звук фь? (согласный, так как воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа); глухой, так как горлышко «не дрожит»; при произнесении звука ф губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; твёрдый звук ф; обозначаем фишкой зелёного цвета).

Дядюшка Фокус Мокус думает, что филин мог спрятать ключи у себя дома. А где живёт филин? (Правильно в лесу в дупле). Давайте отправимся в лес и заберём у филина ключи от волшебных сундучков.

Но сначала выполним физминутку (выполнение движений по тексту).

Филин спал в дупле глухом,

Вдруг услышал где – то звон.

Вылез он и посмотрел:

Всю округу оглядел,

Повернулся, посидел.

Вдруг вспорхнул и полетел.

В каждый глянул уголок,

Прилетел и спать залёг.

Игра с обручами: «Раз, два, три – к обручу беги» (определение мягкости, твёрдости звуков). Сначала называются звуки : ф, к, фь, м, в, ф и т. д. Слоги: фа, фя, ва, фи, уф и т. д. Слова: фантик, фен, фея, флаг, факел, финиш и т. д. Внимательно мы с вами искали, а ключей не нашли. Зато смотрите, здесь лежит картинка с буквой. Это буква Ф. На письме буква Ф обозначает звуки ф фь. А на что похожа эта буква? Какие предметы напоминает? (Ответы детей).

Да, эта буква похожа и на уличный фонарь, и на бинокль. А ещё она похожа на ключ. Если внизу на «ножке» дорисовать зубчики. Ребята, давайте дорисуем букву Ф так, чтобы она стала ключом. Но дядюшке Фокусу Мокусу нужны ключи, чтобы открыть сундучки. А где мы можем найти остальные ключи мы узнаем, отгадав загадку:

Когда на улице жара,

спешит туда вся детвора.

И если там откроют кран,

из-под земли забьёт. (Фонтан)

Может быть когда филин летал, над фонтаном, ключи уронил в воду? Давайте быстрее это проверим. Для того, чтобы попасть к фонтану нам нужно пройти по звуковым дорожкам и определить какой звук ф или фь и где спрятался в слове фонтан. В этом вам помогут разноцветные камушки. (Дети выбирают синий камушек и кладут на начало дорожки). Молодцы! Справились с заданием. Перед тем как раскрасить ваши картинки, выполним гимнастику для глаз.

Филин серый, филин старый

А глаза горят как фары

Только ночью страшен филин

А при свете он бессилен. Глаза закрыть на 3 - 4 секунды

Широко раскрыть глаза

Смотреть вдаль, не моргая, 5 – 6 секунд

Глаза закрыть на 3 – 4 секунды.

Берите цветные карандаши и раскрашивайте картинку.

Только помните, что раскрашивать нужно только тот участок, где нарисована буква Ф.

Посмотрите, сколько ключиков мы собрали!

3. Итог занятия. Какие звуки мы учились различать? Расскажите про звук ф. Вспомните слова со звуком ф. Расскажите про звук фь. Вспомните слова со звуком фь. Фокус Мокус с Фунтиком хотят вас отблагодарить за помощь (открывают сундучок и дарят детям фиолетовые фонарики).

Публикации по теме:

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию элементарной грамоты у детей с ОНР. Знакомство со звуками Ф и Фь, буквой Ф.
Опубликовано: 31 марта 2015 в 21:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию элементарной грамоты у детей с ОНР. Знакомство со звуками Ф и Фь, буквой Ф.» (включая файлы) размещена пользователем Мальцева Юлия (УИ 313289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД